среда, 29 августа 2018 г.

История British American Tobacco Company. Часть 2.

Географическая экспансия продолжалась: в 1906 году компания развернула свою деятельность в Голландии, Бельгии, Швеции и Норвегии; в 1908 году – в Финляндии, Индонезии и Восточной Африке; в 1911 году – в Малайе. Кроме того, в 1911 году открылось представительство БАТ в Нигерии. Совокупный объем продаж на рынках, где компания присутствовала с самого начала, составлял 4 млрд. сигарет в год. Наиболее важной частью бизнеса БАТ в первое время оставался экспорт. В Великобритании производство БАТ было размещено на бывшей фабрике Уиллзов «Эштон Гейт» в Бристоле, а также на фабриках в Ливерпуле и Лондоне, а в США – в Рочестере и Дареме. Однако очень скоро возникла потребность в новых производственных мощностях.


В 1912 году волна общественного протеста в Соединенных Штатах по отношению к гигантским трестам, таким как «Стандарт Ойл» (Standard Oil) и «Юнайтед Стэйтс Стил Корпорэйшн» (United States Steel Corporation), укрепила позиции правительства, добивавшегося их ликвидации. Оружием правительства был антитрестовый акт 1890 года, так называемый акт Шермана. В 1907 году министр юстиции США возбудил дело против «табачного треста Дьюка» – так он называл «Американ Тобакко».
Министр добивался раздробления компании на основании того, что она препятствует свободе торговли и, следовательно, является монополией. Рассмотрение дела длилось четыре года. В ходе расследования была проанализирована деятельность 80 основных дочерних компаний «Американ Тобакко», к делу были приобщены бесчисленные тома документов. Верховный суд вынес постановление о раздроблении «треста». Поскольку Дьюк был единственным, кто разбирался в сложной структуре «Американ Тобакко», именно на него была возложена грандиозная задача по разделению компании.
Решение суда имело значительные и длительные последствия для «Бритиш Американ Тобакко». Согласно постановлению, две трети акций БАТ, принадлежавшие «Американ Тобакко», подлежали распродаже. «Империал» сохранила свою треть акций в компании, а «Бритиш Американ Тобакко» превратилась в открытое акционерное общество, и с 1912 года ее акции постоянно котировались на фондовых биржах в Лондоне и Нью-Йорке. Большинство американских инвесторов довольно быстро распродали свои акции. Этим воспользовался Лондон, и к началу Первой мировой войны около 70% акций БАТ принадлежали британским акционерам.
«Американ Тобакко Компани» была разделена на несколько конкурировавших друг с другом подразделений: новую «Американ Тобакко Компани», «Лиггетт & Майерс» (Liggett & Myers), «Лориллард» (Lorillard) и «Р.Дж. Рейнольдс» (R.J. Reynolds). Раздробление «Американ Тобакко» имело еще два важных последствия для бизнеса. Во-первых, договоренности 1902 года были признаны незаконными, по крайней мере, в той части, которая подпадала под юрисдикцию Соединенных Штатов.
Теперь БАТ могла свободно вести дела на территории США. Компания не сразу воспользовалась представившейся возможностью, однако важность этого факта проявилась в будущем. Второе последствие было связано с самим Дьюком. Он ушел в отставку с поста Президента «Американ Тобакко Компани», а поскольку последняя должна была избавиться от акций «Империал» (которые были приобретены в 1902 году в результате продажи фирмы «Огденз»), Дьюк ушел и с поста директора «Империал».
В 1912 году Дьюк, еще не оправившись от событий, подорвавших его американский бизнес, переехал в Великобританию, но жил там немногим более двух лет. Угроза войны вынудила его вернуться обратно. И хотя он оставался на посту Председателя вплоть до 1923 года, его основные деловые интересы переместились в несвязанный с табаком бизнес, в частности, в развитие гидроэнергетики.
С началом войны в 1914 году спрос на табачные изделия увеличился. Стремясь удовлетворить потребности армии в табаке, БАТ работала на пределе своих производственных возможностей. В 1913 году было открыто производство в Саутгемптоне, а в Ливерпуле новая крупная фабрика заменила два других, более старых предприятия. Впрочем, последние были вновь открыты в 1915 году после получения компанией спецзаказа от Военного министерства Великобритании на поставку табака в армию.
Три ливерпульские фабрики в совокупности производили более 1,5 млн. фунтов курительного табака и более 5 млрд. штук сигарет. Постепенно прекратилась реклама табачных изделий, а все производство было направлено на удовлетворение потребностей фронта. В 1917 году 80% продукции БАТ, выпускаемой в Великобритании, предназначалось для армии и флота. Основными марками того времени были Woodbine, Player's Navy Cut и Gold Flake.
Первая мировая война способствовала возникновению единой корпоративной культуры ранее разрозненной группы компаний. Что касается индустрии в целом, то к концу войны самым популярным видом табачной продукции стала сигарета, потеснив сигары и трубки.
Разумеется, после окончания войны спрос на табачные изделия снизился. Однако привычки индустриального общества в отношении курения изменились навсегда. Для женщин курение стало своеобразным символом эмансипации. В динамичном послевоенном мире сигареты были признаны более удобным и более дружелюбным для окружающих видом табачных изделий, чем сигары и трубки. Кроме того, сигареты были хорошим поводом для общения, а их низкая стоимость сделала табачные изделия более доступным товаром, чем раньше.
С 1919 года БАТ развивала производство преимущественно на своих зарубежных рынках. Для претворения в жизнь этой стратегии компания разработала соответствующую структуру управления. Несмотря на то, что штаб-квартира холдинга по-прежнему размещалась в Лондоне, текущие решения принимались на местах менеджерами дочерних предприятий. В результате сформировалась многочисленная группа иностранных менеджеров, успешно работавших в сфере финансов, продаж и производства.
Между тем географическая экспансия БАТ продолжалась. Если в первое десятилетие своей деятельности компания осваивала, в основном, страны Африки и Азии, то в 1913 году «Бритиш Американ Тобакко» вышла на рынок Латинской Америки. Южная и Центральная Америка стали главными объектами дальнейших капиталовложений. В 1921 году в Венесуэле была образована компания «Сигарерра Бигот Сукс» (Cigarrera Bigott Sucs). В 1922 году было открыто подразделение в Чили. В 1924 году БАТ приобрела фабрику по производству сигар «Эль Агила» (El Aguila) в Мексике и вышла на рынки Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Для контроля за табачными операциями в Китае была создана новая холдинговая компания «БАТ Ко» (ВАТ Со), в которой работало около 10 тыс. человек, включая 500–600 иностранцев.
Дьюк оставил пост Председателя Совета директоров в 1923 году. На этом посту его сменил сэр Хьюго Канлифф-Оуэн, который имел 25-летний опыт работы в табачной отрасли. Он приходился родственником Гарри Уиллзу и принимал участие в организации переговоров об образовании БАТ между представителями «Империал» и Джеймсом Дьюком. С 1902 года сэр Хьюго занимал в компании должность директора, а на посту Председателя он проработал до 1945 года. Благодаря высокой деловой репутации и социальному положению сэра Хьюго, за годы его правления «Бритиш Американ Тобакко» добилась такого признания и авторитета, которого компания не знала во времена Дьюка, даже несмотря на огромные прибыли.
Одним из первых шагов, предпринятых Канлиффом-Оуэном в качестве главы БАТ, было приобретение в 1925 году, совместно с «Империал», компании «Ардат Тобакко Ко» (Ardath Tobacco Co), основной маркой которой была State Express 555. Позже, в 1960 году, «Бритиш Американ Тобакко» выкупила недостающие акции «Ардат» у компании «Империал», став, таким образом, полноправным владельцем марки State Express 555.

Комментариев нет:

Отправить комментарий