четверг, 23 августа 2018 г.

Дар Великого Духа.

Создавая духов природы, а также духов птиц и животных, Великий Дух каждого из них наделил особой силой. К сотворению человека он приступил в последнюю очередь. При этом он обнаружил, что у него не осталось лишних сил и ему нечего было вселить в это слабое, тщедушное существо. Тогда специально для человека Великий Дух создал особое растение: табак.


От одного запаха его у других духов появилось непреодолимое желание завладеть им. Каждый из них поочередно обращался к Творцу с просьбой поменять дарованную ему силу на вновь созданное растение. Однако Великий Дух отказал им всем. Он сказал, что табак – это подарок человеку и только человек вправе распорядиться им как посчитает нужным. Только ему решать – делиться табаком с другими духами или нет. С тех пор люди нередко пользуются этим правом. Чтобы задобрить духов или заручиться их поддержкой, они предлагают им в жертву табак, закапывая его листья в землю, раскидывая их по ветру или бросая их в реку и главное – сжигая их в священной трубке…
Легенд о табаке у индейцев сложено немало. Это свидетельствует о том, что в их жизни он играл не последнюю роль. Как святыню, его почитают до сих пор практически все индейские племена. В Америке он известен с древнейших времен, однако возделывают его только там, где ощущается его недостаток. Аборигенное население каждого отдельного района «священным» считает, как правило, только местный табак, либо его близкие разновидности. Если индейцы онондага таким табаком считали исключительно Nicotiana rustica, то для хидатса, мандан, арикара им был Nicotiana quadrivalvis, а для кроу – Nicotiana multivalvis.
Большинство индейских племен, проживавших на территории современной Калифорнии, собирали дикий табак Nicotiana attenuata или Nicotiana bigelovii, высушивали его и затем курили. Часто табак курили не в чистом виде, а в смеси с другими растительными компонентами. Например, в лесных восточных районах его смешивали с корой и листьями ивы, на северо-западе – с древесным порошком, на Аляске – с корой тополя, березы, ивняка, у алгонкинов наиболее частой добавкой были листья красного кизила. Эти смеси известны под названием kinnikinnik (от алгонкинского слова, означающего «смешанный»).
У североамериканских индейцев курение не было единственной формой использования табака. Вдоль всего тихоокеанского побережья было распространено его жевание, в других районах практиковалось поедание листьев, лизание или употребление приготовленных из них настоек. Каким бы способом индейцы ни использовали табак, с давних времен его употребление всегда было связано у них с определенными религиозными и социальными обрядами. Культ табака и трубки особенно широкое распространение получил в степных районах. Здесь его истоки, несомненно, надо искать в древних земледельческих обрядах, связанных с солнцем.
Важное место он занимал, например, в религиозной жизни индейцев кроу, которые идентифицировали священный табак со звездами, считали его даром божеств, а историю его появления связывали с легендой, которая рассказывала, как много лет назад Творец, прогуливаясь с друзьями в незнакомой пустынной местности, встретил человека, который был звездой, спустившейся с неба. Стоило только спутникам приблизиться к пришельцу, как он превратился в растение (табак). После увиденного чуда Творец повелел индейцам каждую весну сеять табак, исполнять с ним обрядовые танцы, обещая, что при соблюдении всех этих условий табак станет их жизненной опорой и залогом благополучия.
Прошли века, кроу стали коневодами-охотниками, но у них по-прежнему сохранялись следы обряда ритуального посева табака, и существовало специальное общество Табака, членам которого поручалось обрядовое выращивание этой культуры. Вступление в общество было возможным только после специального обряда посвящения. Во время ритуального посева табака обязанности членов общества были строго разграничены. Большая роль отводилась женщинам. Только им, например, доверялось смешивать перед посадкой семена табака с водой, удобрением и цветами некоторых растений.
Во время сева они шли впереди и палками делали в земле лунки, а мужчины следовали за ними, опускали в лунки семена и совершали обрядовые песнопения под звуки трещоток и барабанов, имитировавших раскаты грома. В церемонии каждая отдельная группа индейцев выступала со своими песнями и эмблемами. Прополка и снятие урожая также сопровождались обрядовыми действиями. В созревшем растении кроу прежде всего ценили семена, которые сохранялись до следующего ритуального посева, а мелко нарезанные стебли и листья, смешанные с мясом бизона, бросались в ручей в жертву божествам.
Примечательно, что во время посева табака индейцы молитвенно просили не только о хорошем урожае, но и об изобилии бизонов. Считалось, что магические действия, производившиеся в процессе посева табака, должны были способствовать плодородию не только одной этой культуры. В связи с этим естественен вопрос, почему роль символа плодородия отводилась именно табаку? Какие качества данного растения обеспечили ему роль священного?
Курение табака или его жевание дает эйфоризующий эффект (стимулирует центральную нервную систему, вызывает возбуждение). Табак обладает еще одним свойством, благодаря которому он, скорее всего, и стал символом плодородия: это растение повышает эстрагенную активность, иными словами, оно стимулирует половую способность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий