суббота, 25 августа 2018 г.

История русской спички. Часть 2.

В 1918 году власти Советской России начали организацию спичечной промышленности. К тому времени из-за войны и революций отрасль почти развалилась, и без коренной реорганизации и материальной поддержки восстановить спичечное производство было невозможно. Об этикетах речи не шло. Спички решили выпускать россыпью или вразнос, или просто в мешках для удовлетворения первейших нужд.


В феврале 1919 года вышло постановление ВСНХ «О переходе в ведение Российской Республики некоторых предприятий спичечной промышленности». Около сорока наиболее сохранившихся и оснащенных фабрик объявили собственностью республики. На них были назначены «красные директора», установлено плановое ведение производства. Более мелкие предприятия отдали в ведение губернских и городских организаций. Тем не менее с 1917 по 1937 год общее количество спичечных производств в стране сократилось с 89 до 17. Цены на спички в условиях их острого дефицита были просто сумасшедшие. В октябре 1922 года в Петрограде коробок спичек стоил 2500 руб. (доллар США тогда стоил 1700 руб.).
С введением новой экономической политики Главный Спичечный Комитет был ликвидирован, а крупнейшие спичечные производства объединили по территориальному принципу в тресты. В 1925 году реорганизация продолжилась, и был создан Всесоюзный спичечный синдикат, куда вошли 23 фабрики. Спичечные тресты существовали вплоть до 1930 года. Для всех них разрабатывался единый спичечный этикет, который рассылался на фабрики и там наклеивался на коробки. В результате этикет повсюду отличался только качеством бумаги и наименованием изготовителя, всякая инициатива на местах по изменению сюжетного характера этикета была недопустима.
Однако некоторые исключения случались. В мае 1925 года редакция еженедельной «Крестьянской газеты», чтобы увеличить тираж, обратилась в Правление Спичбюро с просьбой наклеивать на коробки этикеты с рекламой газеты и направлять их только в сельские районы страны.
На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1927 году спички фабрики «Пролетарское знамя» (город Чудово) были признаны лучшими и получили премию. Страна вышла на мировой рынок спичек, и вопрос оформления этикетки стал превращаться в политический. Главное управление спичечной промышленности Наркомата легкой промышленности СССР выпустило приказ, по которому «...устанавливается, что спичечные коробки должны быть снабжены художественными, политически грамотными этикетками, изготовленными на интенсивно-желтой бумаге, для чего задействовать Всесоюзную ассоциацию художников при ИЗОГИЗе».
Сюжеты этикеток того времени рассказывали о происходящих в стране событиях: спасение ледоколом «Красин» итальянской экспедиции Умберто Нобиле, подъем стратостата «СССР» на высоту 22 000 м, выпуск первого трактора на Волгоградском тракторном заводе.

Спичечную этикетку весьма активно использовали в агитационных целях, начался выпуск наборов спичек. «Поднимем всех колхозников и колхозниц на борьбу за урожай. Письмо молодых колхозных бригадиров», «Слово 18 бригадиров Калужского района» – так были озаглавлены две главные этикетки одного агитационного набора, плюс по этикетке с изображением каждого бригадира.
Основная часть спичечных фабрик была сосредоточена в западных районах страны, поэтому в первые же месяцы Великой Отечественной войны на оккупированной территории оказалось 15 предприятий спичечной промышленности – более 70% всех мощностей. Спичек вновь стало не хватать. В целях восполнения потерь выпуск продукции на оставшихся фабриках резко увеличили. Одновременно начались работы по организации строительства дополнительных спичечных предприятий в глубоком тылу.
Уже к 1942 году продукцию стали выпускать новые спичечные фабрики в городах Бийске, Барнауле, Баку и Мцхете, однако спичек не хватало. 31 марта 1942 года распоряжением СНК СССР предписано в срочном порядке организовать по стране 170 кустарных спичечных производств на базе предприятий местной промышленности и создать в Москве новую экспериментальную спичечную фабрику. Этикетки превратились в малые плакаты военного времени: «Смерть немецким оккупантам!», «Будь бдителен! Сохраняй военную и государственную тайну!», «Женщины колхозницы, изучайте трактор, заменяйте трактористов, ушедших на фронт»...
Изготовление спичечной продукции было налажено в артелях, мастерских, колхозах, совхозах, институтах. Только в блокадном Ленинграде спички выпускали около двадцати предприятий – от небольших артелей до крупных заводов, в том числе шоколадно-конфетная фабрика № 6, фабрика искусственных зубов и Кировский завод. Московская экспериментальная фабрика наладила выпуск специальной спичечной продукции для нужд армии – спичек подрывника, малых и больших сигнальных спичек и др.
После окончания Великой Отечественной войны производство нужно было восстанавливать и развивать. В 1946 году в Министерстве лесной промышленности СССР приняли решение о создании при техническом Совете министерства специальной секции спичечной промышленности. Уже на втором заседании секция приступила к рассмотрению конструкции термосварочной спички – запала для воспламенения пиропатронов, предназначенных для термитной сварки телефонно-телеграфных проводов.
С 1947 года был начат выпуск нового для СССР вида спичечной продукции – сувенирных наборов. Одним из первых стал набор в честь 800-летия Москвы с рисунками известных зданий и памятников города. Эта серия оказалась настолько удачна по подбору сюжетов, оформлению и исполнению, что до настоящего времени считается шедевром этикеточного искусства.
За послевоенные годы на спичечных фабриках были выполнены десятки заказов по разработке и выпуску новых видов спичечной продукции. Например, бенгальские и беспламенные спички (пламя при горении почти незаметно), ветроустойчивые (не гаснут при ветре до 29 м/сек), кабинетные (длина спички до 9 см), каминные (длиной до 30 см), медицинские (обладают кровоостанавливающим эффектом), суперспички (для комплектования снаряжения спасательных отрядов и отрядов МЧС), спички для подводного горения, фотоспички, охотничьи спички, туристические спички и множество других видов.

3 комментария:

  1. Перед тем, как начинать любое строительство на участке, сначала производятся геодезические исследования, а этого съемки. Данные работы топографическая съемка объекта позволяют получить очень точные характеристики расстояния, углов и высот, определить границы и площадь участка, еще его географическое координаты. Топографическая же съемка уточняет полученные данные, еще помогает построить трехмерную модель местности. В заключительнее время почаще всего используется съемка в солидном масштабе. Она работает цели обновления генеральных планов и составления чертежей.

    ОтветитьУдалить
  2. Раздача призов содержит быть приурочена разным датам: календарные дни, дни рождения игроков, годовщина открытия казино и т. Д. Подарок выдается повторяющий средств, фриспинов или баллов для накопления и обмена на предложения оператора бездепозитные бонусы промокоды за регистрацию. Если пользователь получает выигрыш, свои начисляются на его счет. Для вывода данной суммы понадобиться выполнить ряд требований.

    ОтветитьУдалить
  3. Бывают ситуации, когда SEO-специалист, на 1-ый взгляд, тщательно подошел к оценке купить ссылки для продвижения сайта качества ссылок, подобрал тему и влиятельные ресурсы для размещения линков. Но позиции интернет-сайта не вырастают в по истечении нескольких месяцев. Причиной такой проблемы, задачи, препядствия вероятность быть несоответствие контента на страничках продвигаемого вебсайта ожиданиям мотивированной аудитории.

    ОтветитьУдалить