Историки до сих пор спорят о том, что стало прототипом современной трубки. Большинство из них считает, что первые европейские трубки делались из глины по образцу индейских, а первыми их владельцами были испанские и португальские матросы. Однако есть и другие мнения. Например, существует версия, что сама идея трубки родилась не в Америке, а в Индонезии. Согласно авторам этой версии, с традицией ее курения первыми познакомились голландские мореплаватели, бороздившие моря Вест-Индии. Они считают, что традиция эта связана с бронзовыми курильницами, в которых брахманы возжигали в индуистских храмах ароматный сандал задолго до Рождества Христова. По их мнению, стоило приделать к такой курильнице трубочку для губ, обеспечивающую индивидуальный контакт с ароматами, – и получился прототип современной трубки.
Многообразие форм курения столь велико, что сегодня, скорее всего, уже невозможно доподлинно установить, кому принадлежит первенство в изобретении трубок. Их прототипами могли быть любые приспособления для вдыхания дыма – кусочки тростника, полые кости и даже рога животных. Самобытные традиции, связанные с потреблением табака, возникали у разных народов под воздействием различных, часто случайных, личностных и специфических этнокультурных факторов. При этом большую роль играли свойственные каждому этносу правила поведения, вкусовые привычки, моральные и религиозные нормативы. Во многом благодаря этому, у каждого народа появились свои специфические и неповторимые традиции потребления табака. Это в полной мере касается и курительных трубок. На протяжении всей истории не прекращались поиски универсального материала для их изготовления.
Первыми в Европе изготовление глиняных курительных трубок освоили англичане. По некоторым данным, именно в английском городе Броусли в 1575 г. была создана первая трубочная мануфактура. В XVII в. здесь существовало уже около 4000 изготовителей глиняных трубок, а курение их распространилось практически на все общество. Дело дошло даже до того, что в британских школах молодых людей специально обучали курить трубку. Но из-за проблем с транспортировкой английские трубочные мануфактуры работали в основном на собственный рынок.
Как следствие, центр трубочного производства переместился и надолго обосновался в Голландии. Началось это с того, что один из известных английских мастеров – Уильям Бернельтс – открыл в 1617 г. небольшую фабрику по изготовлению глиняных курительных трубок в голландском городе Гауда (Гуда). Этот город сегодня знаменит во всем мире. Правда, наибольшую славу ему снискали все-таки не трубки, а скорее сыр.
Так или иначе, но в течение полутора столетий город Гауда был европейским центром трубок. Этому способствовало то, что он расположен близ реки Ийсель, в местности, богатой высококачественной глиной. К середине XVII в. уже более половины трудоспособного населения Гауды было занято в этой отрасли, а в 1641 г. здесь была основана даже гильдия производителей трубок. Трубки из Гауды поставлялись практически во все европейские страны, где их очень быстро научились копировать местные производители. Изготавливались голландские трубки из белой глины и были весьма хрупкими.
Первоначально они не отличались особой изысканностью, а, наоборот, были весьма примитивны по форме. Однако этот недостаток был одновременно и их преимуществом, так как дешевизна голландских трубок делала их общедоступными вплоть до того, что они продавались готовыми к употреблению вместе с дорогостоящим табаком. Возможно поэтому у них были маленькие чашечки, а черенок – от 10 до 80 см. Наиболее распространенной моделью была длинная трубка «Gouwenaar». С середины XVII в. в Гауде стали производить и более изысканные трубки, которые украшались затейливыми рисунками или резьбой.
Вот как описывает этот город большой знаток трубок Илья Эринбург: «Целый город—Гуда, в котором восемнадцать церквей и ни одного притона, занимается изготовлением <…> трубок. Сердечные голландки в белоснежных чепцах с голубиной кротостью лепят из голландской земли, столь богомольной, что, безусловно, на ней разыгрались бы сцены священного писания, если бы случайно не заняла ее место грязная и развратная Иудея, хорошенькие чистенькие трубки. Девственные голландцы обжигают их на огне столь возвышенном, что он пылает как нимб вокруг великомучеников и бессребреников. Засим десятки тысяч трубок, среди дюн, плотин, каналов, мельниц, одухотворяют труды и досуги отцов, сыновей, дедов, тестей, зятей, даже несчастных одиноких холостяков. Все голландцы, как семейные так и холостые, курят свои трубки с исключительной медлительностью, памятуя, что спешит лишь тот, у кого совесть нечиста».
Еще более подробно о повальном увлечении голландцев курительными трубками написано Полем Зюмтором в его книге «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембранта»: “Травку Нико” знали в Нидерландах как лекарственное растение уже с конца XVI века. Нюханье и курение табачных листьев начались во времена перемирия и распространились с поражающей быстротой. К 1625 г. этим поветрием было охвачено все население. Язык того времени приравнивал курильщиков к служителям Бахуса." Тогда говорили не “выкурить”, а “испить трубку табаку”. Поэты складывали гимны в честь табака. Во славу курения сочинялись песни. Вся медицинская литература была посвящена этому вопросу. Табак оказался в центре внимания всей нации.
Все любили табак. К концу века даже нищие имели свои табакерки, в которые совали пальцы, прежде чем протянуть руку за милостыней. Табак, продававшийся сначала у аптекарей, стал предметом особой коммерции. Трактирщики держали табачный склад для своих клиентов. Листья для трубок покупали высушенными, но не разрезанными. Их хранили дома в горшочках, а то и прятали от чужих глаз на себе, как утверждали шутники. Трубки курили длинные, из обоженной глины и с маленькой чашечкой. Пробовали делать трубки из серебра, но в них табак становился слишком едким.
Производство трубок было налажено в добром десятке нидерландских городов, из которых самой большой известностью пользовалась Гауда. Развитие этой отрасли там достигло такого размаха, что в 1720 г. ею кормилось 15 тысяч человек. Курение, как и выпивка, требовало времени, сосредоточенности и даже некоторой обрядности. Курильщик усаживался за стол, доставал табак, тонко крошил его особым ножиком, набивал трубку и зажигал ее от канделябра или специального горшочка с углями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий