История «Бритиш Американ Тобакко» (БАТ) началась, как это часто бывает, задолго до официального основания компании 29 сентября 1902 года в Лондоне.
Рынок табачных изделий в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании развивался по-разному. Причина этого кроется в характере тех людей, которые находились в авангарде отрасли в каждой стране. В США таким человеком был легендарный предприниматель Джеймс Бьюкенен (Бак) Дьюк, в Великобритании – владельцы компаний, основанных как семейный бизнес (в то время таких предприятий было что-то около дюжины).
В 1881 году Дьюк решил расширить семейный табачный бизнес, основав мануфактуру по производству сигарет (на тот момент эта отрасль была почти не освоена). Для ручного изготовления сигарет было нанято 125 рабочих из Нью-Йорка. В течение первого года они произвели 9 млн. 800 тыс. штук сигарет – около 2% от общего объема потребления на рынке. Предприниматель действовал быстро и решительно, и в результате первые сигареты по сниженным ценам, которые появились в продаже, были сигаретами его мануфактуры.
Дьюк привлекал на свою сторону потребителей, предлагая бесплатные образцы сигарет, купоны и подарки. Возможность для реального прорыва представилась, когда была изобретена сигаретная машина с невероятной по тем временам производительностью – 200 штук в минуту. Сделка, которую Дьюк заключил с изобретателем машины Джеймсом Бонсаком в 1885 году, положила начало бизнесу, которому суждено было стать одним из самых успешных коммерческих предприятий всех времен.
Дьюк скупал мелкие фирмы и компании конкурентов с удивительной быстротой и завидным упорством. К 1890 году Дьюку удалось убедить четырех крупнейших американских производителей сигарет объединиться с ним для создания «Американ Тобакко Компани» (American Tobacco Company). 33-летний Джеймс Дьюк стал президентом новой компании, капитализация которой составляла 25 млн. долларов. К 1900 году сигареты «Американ Тобакко» составляли 90%, нюхательный табак – 80%, жевательный табак – 62%, а курительный табак – 60% от общего объема продаж табачной продукции в Соединенных Штатах. К тому времени «Американ Тобакко» уже поглотила более 250 компаний, и Дьюк разрабатывал планы по расширению бизнеса за пределы США, в первую очередь, за счет обширных рынков Великобритании и ее колоний.
По другую сторону Атлантического океана британские табачные производители с беспокойством следили за тем, как развивался бизнес Дьюка. Уже в 1894 году самому крупному британскому производителю – компании «В.Д. и Х.О. Уиллз» (WD & НО Wills) из Бристоля – поступали предложения о слиянии от коллег. Однако братья Уиллзы, которые обеспечили себе право на эксклюзивное использование в Соединенном Королевстве оборудования Бонсака, отказались от объединения, а без них задуманное предприятие практически не имело шансов на успех.
Дьюк возник, выражаясь буквально, на пороге дома британских табачников до того, как они решили, как же противостоять натиску американца. Это был дом братьев Джона Д. и Вильяма Г. Плейеров, людей независимых по натуре и преданных своему делу и своей компании, которая называлась «Джон Плейер энд Санз» (John Player & Sons) и располагалась в городе Ноттингеме.
17 сентября 1901 года, когда братья еще не успели оправиться от шока, полученного от сообщения в утренней газете о том, что Дьюк находится в Англии и уже сделал предложение Ливерпульской компании «Огденз» (Ogden's), табачный магнат собственной персоной появился на пороге их рабочего кабинета. Его приветственные слова «Привет, ребята, я – Дьюк из Нью-Йорка, я приехал, чтобы купить ваш бизнес» вошли в летопись истории табачного дела. О том, что ответили братья Плейеры, история умалчивает. Достоверно известно лишь то, что они выставили Дьюка за дверь и сели писать письмо Уиллзам.
На этот раз семью Уиллзов не пришлось уговаривать. Увидев, как легко и быстро был куплен бизнес Огдена, они поняли, что необходимо сплотиться перед угрозой со стороны «захватчика». 19 сентября Уиллзы спешно созвали крупнейших табачных производителей на встречу в Бирмингеме. 3 октября 1901 года было провозглашено образование «Империал Тобакко Компани Лимитед» (Imperial Tobacco Company Limited), которая объединила 13 британских табачных компаний. Ходили слухи, что изначально союзники планировали назвать новую объединенную компанию «Бритиш Тобакко Компани», однако вскоре с досадой обнаружили, что Дьюк, уверенный в своих силах после бесчисленных побед, уже зарегистрировал это имя на себя.
Теперь битва разгорелась всерьез. Под прикрытием фирмы Огдена Дьюк начал ценовую войну. В ответ «Империал Тобакко» разработала поощрительную схему, по которой розничные торговцы, готовые выставлять и продавать только марки «Империал», получали часть бонуса, общая сумма которого составляла пятьдесят тысяч фунтов. В свою очередь Дьюк, который не скрывал, что на завоевание британского рынка он готов потратить шесть миллионов фунтов, увеличил бонус в четыре раза и направил на осуществление своих целей всю планируемую прибыль компании «Огденз» за последующие четыре года.
В ответ «Империал» купила компанию «Сэлмон энд Глюкштейн» (Salmon & Gluckstein) – владельца крупнейшей сети табачных лавок. Противники пытались воздействовать и на розничных торговцев, и на потребителей. Распространялись тысячи экземпляров рекламных материалов. Газета «Таймс» иронично комментировала бесконечные попытки Дьюка подорвать силы своих конкурентов: «Это великодушие поистине беспрецедентно – пожалуй, его можно сравнить лишь с благородством большого друга провинциальных олухов, который продает соверены за шестипенсовики».
Вне всякого сомнения, воззвания «Империал» к британскому патриотизму сыграли на руку компании. Пресса, обычно враждебно настроенная к бизнес-альянсам, отнеслась к попыткам «Империал» разгромить американцев благожелательно. Со временем к тринадцати компаниям, входящим в «Империал», присоединилось еще пять. «Империал» уже не просто защищала свою собственную территорию – довольно скоро англичане почувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы перенести «боевые действия» на территорию «противника».
Летом 1902 года в Соединенные Штаты отправилась делегация, которая должна была сделать предложение об образовании альянса одной из американских табачных фирм. По слухам, речь шла о «Юниверсал Тобакко Компани» (Universal Tobacco Company). «Империал» планировала использовать ее для завоевания американского рынка.
В сложившейся ситуации казалось маловероятным, что Дьюку удастся оправиться от финансовых потерь, которые принесла ему его «трансатлантическая авантюра». У него не было никакого желания соперничать с «Империал» по обеим сторонам Атлантики. Он искал мира. 27 сентября 1902 года между компаниями «Американ Тобакко» и «Империал Тобакко» было заключено соглашение, согласно которому каждая из сторон брала на себя обязательство не вести бизнес на внутреннем рынке другой стороны, а компания «Огденз» подлежала продаже «Империал».
Каждый из участников сделки получал право использовать торговые марки другой компании на своей собственной территории. Однако самым знаменательным результатом этого соглашения было создание 29 сентября 1902 года новой компании, одна треть которой принадлежала «Империал», а две трети – «Американ Тобакко». Эта компания должна была осуществлять бизнес во всем мире, за преде¬лами Соединенных Штатов, Великобритании и Ирландии. Название новой компании говорило само за себя – «Бритиш Американ Тобакко Компани» (British American Tobacco Company). Образование БАТ было отпраздновано на широкую ногу – в лондонском отеле «Карлтон», в зале Карла II был организован торжественный ужин из 14 блюд. Из 18 директоров БАТ 12 были назначены компанией «Американ Тобакко», а Дьюк стал первым Председателем Совета директоров «Бритиш Американ Тобакко», хотя зарегистрирована компания была в Лондоне и вела операции оттуда.
Рынок табачных изделий в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании развивался по-разному. Причина этого кроется в характере тех людей, которые находились в авангарде отрасли в каждой стране. В США таким человеком был легендарный предприниматель Джеймс Бьюкенен (Бак) Дьюк, в Великобритании – владельцы компаний, основанных как семейный бизнес (в то время таких предприятий было что-то около дюжины).
В 1881 году Дьюк решил расширить семейный табачный бизнес, основав мануфактуру по производству сигарет (на тот момент эта отрасль была почти не освоена). Для ручного изготовления сигарет было нанято 125 рабочих из Нью-Йорка. В течение первого года они произвели 9 млн. 800 тыс. штук сигарет – около 2% от общего объема потребления на рынке. Предприниматель действовал быстро и решительно, и в результате первые сигареты по сниженным ценам, которые появились в продаже, были сигаретами его мануфактуры.
Дьюк привлекал на свою сторону потребителей, предлагая бесплатные образцы сигарет, купоны и подарки. Возможность для реального прорыва представилась, когда была изобретена сигаретная машина с невероятной по тем временам производительностью – 200 штук в минуту. Сделка, которую Дьюк заключил с изобретателем машины Джеймсом Бонсаком в 1885 году, положила начало бизнесу, которому суждено было стать одним из самых успешных коммерческих предприятий всех времен.
Дьюк скупал мелкие фирмы и компании конкурентов с удивительной быстротой и завидным упорством. К 1890 году Дьюку удалось убедить четырех крупнейших американских производителей сигарет объединиться с ним для создания «Американ Тобакко Компани» (American Tobacco Company). 33-летний Джеймс Дьюк стал президентом новой компании, капитализация которой составляла 25 млн. долларов. К 1900 году сигареты «Американ Тобакко» составляли 90%, нюхательный табак – 80%, жевательный табак – 62%, а курительный табак – 60% от общего объема продаж табачной продукции в Соединенных Штатах. К тому времени «Американ Тобакко» уже поглотила более 250 компаний, и Дьюк разрабатывал планы по расширению бизнеса за пределы США, в первую очередь, за счет обширных рынков Великобритании и ее колоний.
По другую сторону Атлантического океана британские табачные производители с беспокойством следили за тем, как развивался бизнес Дьюка. Уже в 1894 году самому крупному британскому производителю – компании «В.Д. и Х.О. Уиллз» (WD & НО Wills) из Бристоля – поступали предложения о слиянии от коллег. Однако братья Уиллзы, которые обеспечили себе право на эксклюзивное использование в Соединенном Королевстве оборудования Бонсака, отказались от объединения, а без них задуманное предприятие практически не имело шансов на успех.
Дьюк возник, выражаясь буквально, на пороге дома британских табачников до того, как они решили, как же противостоять натиску американца. Это был дом братьев Джона Д. и Вильяма Г. Плейеров, людей независимых по натуре и преданных своему делу и своей компании, которая называлась «Джон Плейер энд Санз» (John Player & Sons) и располагалась в городе Ноттингеме.
17 сентября 1901 года, когда братья еще не успели оправиться от шока, полученного от сообщения в утренней газете о том, что Дьюк находится в Англии и уже сделал предложение Ливерпульской компании «Огденз» (Ogden's), табачный магнат собственной персоной появился на пороге их рабочего кабинета. Его приветственные слова «Привет, ребята, я – Дьюк из Нью-Йорка, я приехал, чтобы купить ваш бизнес» вошли в летопись истории табачного дела. О том, что ответили братья Плейеры, история умалчивает. Достоверно известно лишь то, что они выставили Дьюка за дверь и сели писать письмо Уиллзам.
На этот раз семью Уиллзов не пришлось уговаривать. Увидев, как легко и быстро был куплен бизнес Огдена, они поняли, что необходимо сплотиться перед угрозой со стороны «захватчика». 19 сентября Уиллзы спешно созвали крупнейших табачных производителей на встречу в Бирмингеме. 3 октября 1901 года было провозглашено образование «Империал Тобакко Компани Лимитед» (Imperial Tobacco Company Limited), которая объединила 13 британских табачных компаний. Ходили слухи, что изначально союзники планировали назвать новую объединенную компанию «Бритиш Тобакко Компани», однако вскоре с досадой обнаружили, что Дьюк, уверенный в своих силах после бесчисленных побед, уже зарегистрировал это имя на себя.
Теперь битва разгорелась всерьез. Под прикрытием фирмы Огдена Дьюк начал ценовую войну. В ответ «Империал Тобакко» разработала поощрительную схему, по которой розничные торговцы, готовые выставлять и продавать только марки «Империал», получали часть бонуса, общая сумма которого составляла пятьдесят тысяч фунтов. В свою очередь Дьюк, который не скрывал, что на завоевание британского рынка он готов потратить шесть миллионов фунтов, увеличил бонус в четыре раза и направил на осуществление своих целей всю планируемую прибыль компании «Огденз» за последующие четыре года.
В ответ «Империал» купила компанию «Сэлмон энд Глюкштейн» (Salmon & Gluckstein) – владельца крупнейшей сети табачных лавок. Противники пытались воздействовать и на розничных торговцев, и на потребителей. Распространялись тысячи экземпляров рекламных материалов. Газета «Таймс» иронично комментировала бесконечные попытки Дьюка подорвать силы своих конкурентов: «Это великодушие поистине беспрецедентно – пожалуй, его можно сравнить лишь с благородством большого друга провинциальных олухов, который продает соверены за шестипенсовики».
Вне всякого сомнения, воззвания «Империал» к британскому патриотизму сыграли на руку компании. Пресса, обычно враждебно настроенная к бизнес-альянсам, отнеслась к попыткам «Империал» разгромить американцев благожелательно. Со временем к тринадцати компаниям, входящим в «Империал», присоединилось еще пять. «Империал» уже не просто защищала свою собственную территорию – довольно скоро англичане почувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы перенести «боевые действия» на территорию «противника».
Летом 1902 года в Соединенные Штаты отправилась делегация, которая должна была сделать предложение об образовании альянса одной из американских табачных фирм. По слухам, речь шла о «Юниверсал Тобакко Компани» (Universal Tobacco Company). «Империал» планировала использовать ее для завоевания американского рынка.
В сложившейся ситуации казалось маловероятным, что Дьюку удастся оправиться от финансовых потерь, которые принесла ему его «трансатлантическая авантюра». У него не было никакого желания соперничать с «Империал» по обеим сторонам Атлантики. Он искал мира. 27 сентября 1902 года между компаниями «Американ Тобакко» и «Империал Тобакко» было заключено соглашение, согласно которому каждая из сторон брала на себя обязательство не вести бизнес на внутреннем рынке другой стороны, а компания «Огденз» подлежала продаже «Империал».
Каждый из участников сделки получал право использовать торговые марки другой компании на своей собственной территории. Однако самым знаменательным результатом этого соглашения было создание 29 сентября 1902 года новой компании, одна треть которой принадлежала «Империал», а две трети – «Американ Тобакко». Эта компания должна была осуществлять бизнес во всем мире, за преде¬лами Соединенных Штатов, Великобритании и Ирландии. Название новой компании говорило само за себя – «Бритиш Американ Тобакко Компани» (British American Tobacco Company). Образование БАТ было отпраздновано на широкую ногу – в лондонском отеле «Карлтон», в зале Карла II был организован торжественный ужин из 14 блюд. Из 18 директоров БАТ 12 были назначены компанией «Американ Тобакко», а Дьюк стал первым Председателем Совета директоров «Бритиш Американ Тобакко», хотя зарегистрирована компания была в Лондоне и вела операции оттуда.
«Бритиш Американ Тобакко» была создана с единственной целью: добиться лидерства на рынках всех стран, где рынок был открыт для свободной конкуренции. От «Американ Тобакко» БАТ унаследовала подразделения в Канаде, Китае, Дании, Германии, Австралии и Новой Зеландии. «Империал» также внесла свой вклад: компании в Австралии, Китае и Южной Африке. В течение первых десяти лет своего существования «Бритиш Американ Тобакко» бурно расширялась: в 1904 году она проникла в Вест-Индию, в 1905 году – в Индию и на Цейлон. В том же году была приобретена египетская компания «Масперо Фрер» (Maspero Freres) со штаб-квартирой в Каире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий