Все священные трубки индейцев были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления. Поэтому, вопреки обычному словоупотреблению, не всякая индейская курительная трубка может быть названа калуметом. Это касается и овеянного романтикой словосочетания «трубка мира». Оно стало популярным и вошло в широкий оборот с 1645 года, когда губернатор Канады выкурил священную трубку (трубку мира) с вождями алгонкинов, монтеквезов, ирокезов и гуронов. Этот обряд должен был скрепить нерушимость заключенного договора о мире. Церемониал представлял поочередное затягивание раскуренной трубкой и передачу ее соседу, сидевшему с левой стороны. Каждый затягивался дымом только один раз. Когда трубка завершала таким образом целый круг, ее вновь заворачивали в ткань и помещали на хранение до следующей церемонии в специально приспособленный для этих целей типи (индейскую хижину).
Самые ранние документально зафиксированные наблюдения такой церемонии относятся к первой половине XVII века, когда через ритуал калумета в 1634 году прошли у степных апачей члены торговой экспедиции Д. Ромеро. В 1660 году участником подобной церемонии оказался сын Ромеро. Исследователи полагают, однако, что церемония возникла гораздо ранее 1634 года, и к апачам она пришла от других племен. А один из исследователей, Дональд Блэксли, даже высказал предположение, что корни ее следует искать в доисторической эпохе, с чем не так уж трудно согласиться, если принять во внимание время появления первых ритуальных трубок у индейцев.
Расцвет и широкое распространение церемонии «трубки мира» приходятся на время развития индейского национального движения послеконтактного периода. В XIX веке трубка калумет стала символом ответной реакции индейцев на колонизацию. Культ калумета также был связан с ответным движением на запреты и попытки миссионеров искоренить язык и старую веру коренных жителей Америки. Индейцы, приверженцы традиционного образа жизни, использовали церемонию трубки, чтобы удержать в памяти поколений хотя бы некоторые прежние традиции. Поэтому понятно, что миссионеры, в частности иезуиты миссии St. Francis близ Монреаля, с особенным ожесточением сопротивлялись распространению культа и церемонии калумета, запрещая пляски и ритуальные съезды.
На протяжении веков сложилось несколько характерных типов священных трубок. Речь идет, конечно, о тех из них, которые наиболее часто встречаются, и которые сравнительно легко поддаются классификации по времени изготовления, использованным материалам, а также по месту распространения. Такие трубки являются довольно популярным предметом коллекционирования.
Среди них можно отметить такие, например, как Мик-Мак (Mic-Mac) или дисковые трубки, имеющие только им присущие, легко различаемые особенности. Впрочем, трубки хотя и представляют собой с точки зрения потребительских свойств единый класс артефактов, в реальности обладают огромным разнообразием стилей, а некоторые из них и просто остаются единственными в своем роде. Именно за это их и любят коллекционеры. В каждой из них есть своя тайна, и никогда не знаешь заранее, какой сюрприз может преподнести тебе тот или иной экземпляр.
В принципе, все разнообразие индейских трубок можно было бы свести всего лишь к двум наиболее распространенным формам: к прямым цилиндрическим и изогнутым коленчатым трубкам, составляющим с небольшими вариациями добрую половину всех трубок. Прямую трубчатую форму, например, имеют большое количество каменных трубок (из стеатита или хлорита) с атлантического побережья. Чашечка для табака у них расположена под углом к чубуку. Но главная их особенность состоит в том, что они необычайно тонкие. Толщина отдельных экземпляров не превышает 1/16 дюйма. Примером коленчатых трубок могут быть, например, т-образные трубки индейцев копена (Copena) штата Алабама и Теннеси. Кстати, большинство трубок, изготовленных из кэтлинита, имеют форму именно перевернутой буквы «т». Один из индейских вождей назвал как-то курительную чашечку такой трубки женщиной (Winyan), а чубук – мужчиной (Wicasa). В союзе этих двух начал, воплощенных в священной трубке, заключается Великая Тайна (Taku Wakan), которой поклоняются индейцы.
У каждого типа индейских трубок есть немало разновидностей. Весьма необычную форму имеют, например, отдельные трубки Мик-Мак. Чашечка у них такая же, как и других (круг с сужением в середине), а вот основание выполнено в виде конуса. Такая необыкновенная форма дала основание некоторым коллекционерам назвать этот вид трубок «бутылочной пробкой» (bottle stopper). Трубки могут различаться существенно и по размерам.
Так, одна из самых крупных переносных дисковых трубок имела в длину 9 дюймов, а диск ее имел в диаметре 4 2/5 дюйма! Она была сделана из кэтлинита, добытого в Миннесоте, а нашли ее в округе Ла Кросс (La Crosse). Кстати, необходимо иметь в виду, что трубки чаще, чем другие предметы, обменивались между различными племенами. Поэтому нередко трубки, характерные для севера, можно найти на юге, а восточные – на западе, и наоборот. Это только подтверждает их действительную ценность.
Церемониальные трубки различных племен, естественно, могли сильно различаться, но всех их объединяла одна общая характерная особенность: все они тщательно декорировались. Ствол трубок, который, кстати, являлся главной символической частью священных трубок, украшался иглами дикобраза, щетиной кабана, кусочками меха и кожи, бисером, бусами, перьями, пучками волос и резьбой. Формы декора варьировали: одни племена украшали ствол священной трубки перьями орла, другие – перьями фламинго, третьи – колосьями маиса.
Перья часто группировались в форме крыльев так, что когда трубку использовали в ритуальном танце, они расправлялись и создавали иллюзию полета птиц. У индейцев прерий был распространен обычай украшать стволы церемониальных трубок перьями дятлов, так как, по их представлениям, дятлы были связаны с громовой птицей. Племена восточных районов иногда прикрепляли к стволу трубки скальпы. Сиу украшали черенки трубок путаными узорами в форме спиралей, у других племен практиковался простой обжиг черенка.
Каждое племя свою священную трубку содержало определенным образом. Обычно ее хранили в специальном типи, разрисованном символическими фигурами, тщательно завернутой и непременно в подвешенном виде. Ее владелец был обязан соблюдать множество запретов, от него требовалось безукоризненное знание ортодоксальной легенды о трубке, и он был обязан при любом подходящем случае распространять эту легенду. Священной трубке делались подношения. Любой член племени мог принести свою жертву и взывать к трубке, чтобы она помогла ему в его делах и гарантировала долгую и счастливую жизнь. Все это обеспечивало хранителю особое место в племени, он, как правило, считался его почетным членом. Неудивительно поэтому, что именно хранитель священной трубки чаще всего назначался главным распорядителем различных индейских церемоний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий