Каменные трубки использовались народами, населявшими Северную Америку, с доисторических времен. Об этом свидетельствуют, в частности, отдельные их образцы, обнаруженные при раскопках так называемых маунд (индейских захоронений) в районе Маунд-Сити на территории современного Огайо. Маунды были церемониальными центрами, о чем свидетельствует даже их символическая форма. Они имеют очертания либо геометрических фигур, либо фигур животных. На юго-востоке маунды строили как храмовые платформы с плоским верхом (миссисипская традиция начала второго тысячелетия). Некоторые из них достигали необычайно больших размеров (высота до 30 м, длина основания до 300 м). Факт обнаружения здесь курительных трубок подтверждает их изначальное церемониальное предназначение.
Но не все трубки имели церемониальное предназначение. Большинство из них, напротив, имело чисто утилитарное применение. Любой индеец, пристрастившийся к курению, мог иметь этот курительный артефакт. Собственно, и по виду своему обычные трубки мало чем отличались от «священных». Другое дело, что краснокожие жители Америки привыкали к своим трубкам и очень их ценили. Одарить кого-то трубкой означало связать себя узами дружбы, побрататься. Трубка позволяла скоротать время, помечтать на лоне природы, забыть на время о повседневных проблемах. Для многих трубка стала тем, чем для «бледнолицых» являлись часы – время измеряли количеством выкуренных трубок.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке – самом почитаемом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.Пока у индейца есть трубка – ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги....
Широкое распространение имели так называемые «медсин пайпс» – врачующие трубки. Их курили, чтобы прогнать болезнь, и носили во время войны, чтобы побеждать врагов. Самой знаменитой трубкой североамериканских индейцев стала обрядовая трубка «калумет», известная как «трубка мира». Открыл и описал эту трубку в 1673 году путешествующий по Миссисипи миссионер отец Маркет (Marquette). Он и дал этой трубке название калумет (от латинского calamus, или норманского (французский диалект) chalumeau, что в переводе означает «тростник», «камыш»). Для индейцев калумет была как знамя полка для солдат. Обрядовую трубку североамериканские индейцы курили, когда приносили жертвы богам, она сопутствовала магическим и религиозным обрядам, присутствовала на советах вождей, обрядах усыновления и братания, скрепляла договоры о мире и дружбе.
В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в качестве модели Вселенной. Во время ритуала пространство внешнего мира представлено силами шести кардинальных направлений, которым приносятся жертвенные дары. Частицы табака символизирует вещи, которыми наполнено пространство. Поэтому в ритуале курения табака модель мироздания как вместилище всех вещей и явлений природы сужается до масштабов чашечной части трубки, или ее «сердца». В момент ритуала трубка является Вселенной, универсумом. Трубка находится в руках человека, который в процессе ритуала набивает ее, и отождествляется с центром Вселенной и личностью Творца. Актом воскурения табака человек «расширяет» шесть направлений пространства с помощью распространяемого вокруг себя дыма. Сам же он остается в центре. В этом ритуале человек утрачивает свою частичность, фрагментарность и становится целым: он разрушает иллюзию отдельности, обособленности.
Согласно легенде, трубка в качестве подарка была принесена индейцам сиу священной Женщиной – Теленком Бизона. В ритуале воскурения табака трубка связывает сиу не только с миром духов, а мир духов с земным миром, но и индейцев между собой, мужчин и женщин. Трубка в ритуале рассматривается как мост, миротворец, символ родства членов коллектива, а также как эротическую связь, воплощение эроса. Через эротический аспект ритуал курения табака связан с культом плодородия.
Но не все трубки имели церемониальное предназначение. Большинство из них, напротив, имело чисто утилитарное применение. Любой индеец, пристрастившийся к курению, мог иметь этот курительный артефакт. Собственно, и по виду своему обычные трубки мало чем отличались от «священных». Другое дело, что краснокожие жители Америки привыкали к своим трубкам и очень их ценили. Одарить кого-то трубкой означало связать себя узами дружбы, побрататься. Трубка позволяла скоротать время, помечтать на лоне природы, забыть на время о повседневных проблемах. Для многих трубка стала тем, чем для «бледнолицых» являлись часы – время измеряли количеством выкуренных трубок.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке – самом почитаемом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.Пока у индейца есть трубка – ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги....
Широкое распространение имели так называемые «медсин пайпс» – врачующие трубки. Их курили, чтобы прогнать болезнь, и носили во время войны, чтобы побеждать врагов. Самой знаменитой трубкой североамериканских индейцев стала обрядовая трубка «калумет», известная как «трубка мира». Открыл и описал эту трубку в 1673 году путешествующий по Миссисипи миссионер отец Маркет (Marquette). Он и дал этой трубке название калумет (от латинского calamus, или норманского (французский диалект) chalumeau, что в переводе означает «тростник», «камыш»). Для индейцев калумет была как знамя полка для солдат. Обрядовую трубку североамериканские индейцы курили, когда приносили жертвы богам, она сопутствовала магическим и религиозным обрядам, присутствовала на советах вождей, обрядах усыновления и братания, скрепляла договоры о мире и дружбе.
В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в качестве модели Вселенной. Во время ритуала пространство внешнего мира представлено силами шести кардинальных направлений, которым приносятся жертвенные дары. Частицы табака символизирует вещи, которыми наполнено пространство. Поэтому в ритуале курения табака модель мироздания как вместилище всех вещей и явлений природы сужается до масштабов чашечной части трубки, или ее «сердца». В момент ритуала трубка является Вселенной, универсумом. Трубка находится в руках человека, который в процессе ритуала набивает ее, и отождествляется с центром Вселенной и личностью Творца. Актом воскурения табака человек «расширяет» шесть направлений пространства с помощью распространяемого вокруг себя дыма. Сам же он остается в центре. В этом ритуале человек утрачивает свою частичность, фрагментарность и становится целым: он разрушает иллюзию отдельности, обособленности.
Согласно легенде, трубка в качестве подарка была принесена индейцам сиу священной Женщиной – Теленком Бизона. В ритуале воскурения табака трубка связывает сиу не только с миром духов, а мир духов с земным миром, но и индейцев между собой, мужчин и женщин. Трубка в ритуале рассматривается как мост, миротворец, символ родства членов коллектива, а также как эротическую связь, воплощение эроса. Через эротический аспект ритуал курения табака связан с культом плодородия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий