среда, 29 августа 2018 г.

История бренда "Ява": эра Габая.

История табачной фабрики «Ява» восходит к середине позапрошлого века. В 1856 году в Москву из Харькова прибыли три караимских предпринимателя: Авраам Зурна, Самуил Габай и Авраам Капон. Здесь они сначала занялись торговлей табачными изделиями, а затем взялись за создание собственной табачной фабрики. Оставить свое дело в Харькове они решились в расчете на более широкий рынок сбыта, суливший солидные прибыли. В начале 1860-х мастерская уже существовала. Первыми рабочими на фабрике были разорившиеся крестьяне отец и сын Рубцовы. Развитие шло неспешно: и через десяток лет на фабрике было лишь несколько ручных машин для резки табака да человек двадцать работников


16 октября 1864 года на имя московского генерал-губернатора М.Л. Офросимова поступило официальное прошение. Основатели фабрики не спешили с легализацией производства, видимо, решив для начала убедиться, что рынок хорошо принимает их продукцию, и со сбытом проблем нет. В прошении харьковский купец 2-й гильдии А. Капон просил разрешить ему и купцу 2-й гильдии Потомственному Почетному гражданину города Евпатории С. Габаю открыть в Москве табачную фабрику «в Тверской части, в 5-м квартале, в доме Никитина, по Салтыковскому пер. № 396». Разрешение было дано при условии, что оба заявителя не иудейского вероисповедания. И Капон, и Габай были караимского вероисповедания. Союз длился недолго: вскоре Капон вернулся в Харьков, и С. Габай на московской фабрике остался один. Позже к нему присоединилась его верная помощница и жена Анна Юфудовна. В 1872 году у них родился сын Иосиф. В 19 лет он поступил работать на фабрику отца и стал хорошим специалистом табачного дела.
Двадцать лет, до 80-х годов XIX века, производство на фабрике Габая ограничивалось только резкой сырья. Листовые табаки в папушах сортировали, расщипывали и крошили на ручных станках. Крошеный табак после просушки разрыхляли, набивали в пачки (картузы) и заклеивали бандеролью. Качество продукции было высокое, что подтверждают медали, полученные на выставках в Лондоне (1862 г.) и в Париже (1867 г.).
С появлением папирос табачные предприятия России начали выработку этой продукции. В 1883 году скрутила первые папиросы и фабрика Габая. Технология была примитивная. Все делалось вручную: клеили гильзовые мундштуки с просечкой, набивали «рубашки» табаком, соединяли составные части папиросы, укладывали готовые изделия в коробки. Производительность труда даже самой ловкой работницы за 14-часовую смену не превышала полутора тысяч штук. Однако дело развивалось, популярность папирос росла, надо было увеличивать их выпуск, но это было невозможно на основе ручного труда. Конкурентная борьба вынудила Габая установить на фабрике гильзовые и набивные машины – изобретение талантливых русских инженеров Семенова и Кацкого. Машина Семенова, например, в минуту набивала 120 папирос. Механизм ее оказался настолько надежным, что две такие машины проработали на фабрике почти сто лет.
В 1882 году, когда производством уже руководила вдова Анна Габай, на фабрике появился первый паровой двигатель, количество рабочих перевалило за сотню. В начале 90-х годов XIX века работало уже около 300 человек, причем десятую часть из них составляли караимы. В 1891 году Анна Габай имела магазины в Москве на Тверской улице и на Петровке, а также в некоторых других городах империи. Однако большую часть товара фабрика сбывала через Нижегородскую ярмарку. В 1893 году прибыль фабрики составила 33 тысячи рублей, а в 1895 году – 100 тысяч рублей.
Доходы позволили предприятию преобразоваться в «Товарищество табачной фабрики С. Габай», приобрести участок земли площадью 1,8 десятины на 3-й улице Ямского поля, вдоль Петербургского шоссе. В 1900 году было начато строительство нового фабричного корпуса на этом участке. Строительство было завершено к 1902 году, и фабрика переехала, здесь она находится и по сей день. Устав «Товарищества табачной фабрики С. Габай» был принят в 1895 году. Учредительницей товарищества выступила Анна Юфудовна Габай. На общем собрании пайщиков, состоявшемся 30 декабря 1895 года, А.Ю. Габай была избрана председателем правления.
В 1905 году директором «Товарищества С. Габай» стал 33-летний Иосиф Самуилович Габай, сын основателя фабрики. На производстве тогда работало уже около 900 человек, более 70% из них были женщины. Вскоре конкуренция и неопытность молодого руководителя поставили предприятие на грань банкротства. Фабрика вынуждена была обратиться к кредиторам с просьбой об учреждении по ее делам администрации, которая и была создана 20 декабря 1907 года. Она просуществовала шесть лет, до 21 апреля 1913 года. В 1912 году пайщики «Товарищества табачной фабрики С. Габай» продали свои паи «Товариществу табачной фабрики А.Н. Шапошников и Ко» в Санкт-Петербурге, которое и решило вопросы с кредиторами, а администрация была снята. Новое правление руководило работой фабрики в интересах акционеров вплоть до национализации в 1918 году.
Во время Первой мировой войны фабрика была причислена к предприятиям, работающим на оборону. В то время она выпускала более 30 названий папирос, среди них такие марки, как «Посольские», «Леда», «Басма», «Герцеговина Флор», «Царские», «Ява» и другие. Вся продукция отправлялась в действующую армию, госпитали, лазареты, учреждения Красного Креста и Всероссийские союзы земств и городов. В период войны значительно увеличился спрос на табачные изделия. Товариществу удалось закончить даже революционный 1917 год с прибылью в 231 669 рублей, хотя это и составило примерно 60% от планировавшейся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий