четверг, 9 августа 2018 г.

История русской спички.

Первая спичка появилась в 1826 году в Англии. Автор изобретения – аптекарь Джон Валкер из города Стоктон. Российская история спички начинается с конца тридцатых годов XIX столетия, когда в России стали возникать спичечные производства. Первое такое производство было организовано в 1833 году в городе Якобштадт Курляндской губернии. В Центральной России первые спички начали делать в 1838 году на фабрике купчихи Лапшиной в Медыни Калужской губернии. Количество таких производств росло, и в 1845 году вышло предписание министра внутренних дел губернаторам, в котором говорилось: «По случаю замеченной тайной продажи и покупки фосфора на приготовление зажигательных спичек вводятся сл. меры: заведения для приготовления зажигательных спичек всякого рода как фабрики, дозволять содержать только купцам».

К 1848 году в России было уже 30 фабрик по производству спичек. Но вскоре выяснилось, что и пожаров стало намного больше. Только с 1842 по 1846 год в стране сгорело имущества на сумму, превышающую 127 млн руб. Это послужило основанием для более внимательного отношения властей к спичечному производству. В 1848 году обнародовано Высочайшее повеление № 22875 «О правилах производства и продажи зажигательных спичек». В нём, в частности, говорилось:

«1. Чтобы заведения для выделки зажигательных спичек допускаемы были в одних столицах.

2. Чтобы отпускаемые из фабрик для продажи спички были заделываемы по тысяче штук в жестяные коробки с приклеенными к сим последним бандеролями, которые должны быть выдаваемы от городских дум, со взысканием за всякий бандероль по рублю серебром в пользу городских доходов».
Эти меры открыли широкую дорогу импорту спичек иностранных государств, устранив им любую конкуренцию внутри страны. За год спичечное производство в России почти исчезло. К 1849 году осталась только одна фабрика по производству зажигательных спичек А.М. Гезена в Москве. Лишь 7 декабря 1859 года постановлением Департамента неокладных сборов было разрешено «…повсеместно, как в империи, так и в царстве Польском, производить выделку фосфорных спичек и продажу их без особых ограничений на основании общих постановлений об учреждении фабрик и торговли фабричными продуктами». Одновременно была отменена обязательность упаковки спичек в жестяные коробки.
Спичечное производство быстро восстановилось. К 1862 году в России действовало более сорока спичечных фабрик, а в 1887 году их было уже 360. В Москве мощное спичечное производство организовал упоминавшийся выше А.М. Гезен, сын отставного прусского поручика. Его фабрика успешно работала около полувека. Эта фабрика первой поместила на спичечный этикет рисунок с изображением Московского Кремля. В Санкт-Петербургской губернии несколько фабрик построила купчиха Е.В. Шаныгина, в Пермской губернии, в Екатеринбурге спичечной индустрией руководил В.И. Логинов. Большую часть Сибири обеспечивало спичками производство пензенского фабриканта С.П. Камендровского, а в Новгородской губернии спички делал купец первой гильдии В.А. Лапшин. Именно с его именем в первую очередь связано развитие отечественного спичечного производства, оснащение его высокопроизводительным оборудованием, совершенствование технологических процессов, создание крупных производственных структур и целостной системы торгово-промышленных отношений в этой отрасли.
Объединив мелкие предприятия, он создал единую производственную структуру, покончив с импортной зависимостью. На Всемирной выставке 1884 года в Антверпене, используя спичечную соломку, этикеты, деревянные заготовки, упаковочные ящики и другую продукцию спичечного производства, Лапшин создал в русском выставочном павильоне настоящий шедевр оформительского и рекламного искусства. Организаторы выставки наградили русского купца медалью. Вскоре после выставки с Афганистаном, Германией, Китаем и Персией были заключены первые договора о поставках российских спичек.
На это время приходится расцвет оформительского искусства спичечного этикета. В апреле 1888 года опубликована Инструкция «О фабриках для приготовления зажигательных спичек», установившая, сколько должно быть спичек в коробке в зависимости от его размера. Форма коробков могла быть любой, при обязательном указании на нем фамилии фабриканта или фирмы, её местонахождения и сорта спичек. На этикетах стали появляться характеристики фабрик: «паровая», «лучшая», «первая паровая» (Витебская губерния, фабрика Ш.Я. Закса), «величайшая в России» (Ярославская губерния, фабрика И.Н. Дунаева), «первая машинно-автоматическая в Европейской России» (Пермская губерния, фабрика А.Г. Миронова). Сведения о сортах, видах и уровнях качества производимых спичек также нашли свое место на спичечном этикете, и на рынок стали выходить спички с новыми названиями: «безопасные», «бенгальские», «шведские», «бесфосфорные», «нетлеющие», «салонные», «кабинетные» и др.
Этикеты продолжали совершенствоваться и видоизменяться, их разделяли по размерам на рядовые, пачечные и пакетные. Спичечные коробки стали различаться размерами, превращаясь в миниатюрные произведения искусства для настольных, кабинетных и каретных интерьеров. Одним из элементов привлечения покупателей стала идея выпуска спичек с оригинальными этикетами специально для коллекционеров. Так, фабрика А.К. Гессе (Московская губерния) в 1876 году поместила на этикетах рисунки по известным басням И.А. Крылова и, впервые по тем временам, портретные миниатюры знаменитых личностей; фабрика Ф.О. Захарова (Московская губерния) в 1880 году использовала этикеты для размещения пикантных рисунков художника М.М. Чемоданова из журнала «Свет и тени» – популярного издания того времени.
Именно в это время поле этикета стали использовать и сугубо в рекламных целях, рекламируя совершенно иной товар другой фирмы, например кофе или даже патроны. На этикетах появляются фирменные знаки – предшественники современных товарных знаков. Каждая фабрика стремилась разработать и разместить на этикете свой знак. Кроме этого, обязательным атрибутом этикета стали рисунки наградных медалей, завоеванных на всевозможных выставках и ярмарках. На этикетах появляются рисунки индустриального жанра – изображения спичечных фабрик, станков, автомобилей, пароходов, паровозов.
В 1893 году Уставом об акцизных сборах была ограничена самодеятельность всех производителей по оформлению спичечных этикетов и установлены основные требования к их разработке и информационной насыщенности, которые в основном действуют и до настоящего времени. Так, было установлено, что «на каждом отдельном помещении со спичками должны быть отражены – фамилия фабриканта или фирма фабрики, местонахождение последней и сорт спичек».
В 1913 году в России возник спичечный синдикат РОСТ – «Русское общество спичечных торговцев», который получил права на комиссионную торговлю спичками. Этот синдикат во многом предопределил дальнейшее развитие спичечной промышленности в империи и полностью вывел спички, как повседневно необходимый продукт, из разряда дефицита.

Комментариев нет:

Отправить комментарий