вторник, 28 августа 2018 г.

История табачного бренда: Беломорканал.

Весной 1934 года, в разгар эпохи больших строек и массовых сталинских репрессий, было решено в целях пропаганды советского образа жизни выпустить папиросы «Беломорканал». Решение для дизайна коробки придумали простое, но вполне в духе принципов наглядной агитации и пропаганды достижений строителей социализма на фоне «загнивающего капитализма». На пачку поместили схематическую карту Европы и Средиземноморья, нанеся на нее также Суэцкий и Кильский каналы для сравнения с Беломорским каналом (полное наименование тогда – Беломорско-Балтийский канал им. Сталина). Производство начато на фабрике Урицкого в Ленинграде в 1937 году.


В 1950-х годах меряться длиной каналов с Европой стало не так уместно, после войны никто не сомневался в мощи Советского Союза, и пачка была перерисована – укрупнили европейскую часть СССР, оставили один Беломорканал, добавили Волго-Донской канал им. Ленина и канал им. Москвы, нанесли несколько дополнительных речек. Больше с тех пор дизайн не менялся.
Табак для «Беломорканала» был смешан столь же легендарным табачным мастером фабрики Урицкого В.И. Иоаниди, который долго колдовал над азербайджанскими и молдавскими табаками. Секрет пропорций конкретных сортов на фабрике свято оберегается и сегодня. Фабрика Урицкого всегда славилась тем, что местный «Беломорканал» не сыплется, – набивают его плотно, с запасом. В пачке «Беломорканала» всегда было, есть и, наверно, будет 25 папирос.
По советской классификации «Беломорканал» был папиросами сорта «Первый А», т.е. четвертого уровня качества, если считать от высшего, из восьми возможных. Ароматические сорта используемых табаков в этом сортотипе папирос занимали примерно 20%, а более дешевые скелетные табаки ориентальных сортов составляли остальные 80%. Табачная мешка в папиросах «Беломорканал» ничем не ароматизировалась, это был чистый табак, – практически советская «сигара» исключительной крепости. Некоторые даже заталкивали в гильзу кусочек ваты, получался импровизированный фильтр, немного снижавший крепость дыма. Стандарт требовал следующей геометрии папиросы: диаметр 8,8 мм, длина курки – 32 мм, длина мундштука – 50 мм.
Популярность новой марки сразу превзошла ожидания – дешевого и качественного курева было мало. Фабрика Урицкого выпускала их с 1930-х годов, и до сих пор папиросы «Беломорканал» пользуются заметным спросом, во всяком случае, фабрика «Петро» и под контролем JT International не собирается сворачивать их производство, пока есть спрос.
В годы Великой Отечественной войны папиросы «Беломорканал» были просто вожделенной мечтой. После войны производились эти папиросы на десятках фабрик СССР. До середины 1970-х годов, когда произошел перелом в потреблении, в Советском Союзе вообще производилось больше папирос, чем сигарет. Но и тогда объемы производства «Беломорканала» не снизились, а правительство специальным постановлением запретило повышать цены на эти папиросы, считавшимися куревом рабочего класса. После событий в Новочеркасске партия опасалась злить рабочих повышением цен на социально-значимые продукты.
«Беломорканал» долгие годы был лучшим способом прогнать сон во время ночного аврала, обрести бодрость после короткого сна, согреться в холода и расслабиться в жару. Это была любимая марка геологов-полевиков, дорожных строителей, монтажников буровых установок – в СССР было множество «бродячих» профессий. «Беломорканал» был утехой рабочих самых разных специальностей, курили его люди зрелые и опытные — для молодежи он был слишком крепок.
Хотя станки, выпускающие папиросы «Беломорканал», не производятся с 1960 года, JTI удалось перенести старые машины на новую площадку, а их работоспособность поддерживается силами фабричных мастеров и инженеров. Конечно, производство «Беломорканала» не особенно рентабельно. Его делают на линиях, на которых требуется квалифицированный ручной труд, и чтобы управляться с такими станками, нужно обладать особыми навыками.
Папиросы «Беломорканал» изготавливаются без использования клея. Бумага просто складывается в «английский замок», как жесть консервной банки, а полученный шов прокатывается специальным приспособлением «брошка». У каждой машины «брошка» индивидуальна и шов делается непосредственно при участии работника. Модернизировать «брошку» пытались многократно, но узел до сих пор остается в первоначальном виде, и линии по-прежнему требуют при обслуживании много ручного труда.
В 2009 году в России выпущено всего примерно 130 млн пачек папирос – столько же, сколько и в предшествующий год. Почти весь объем – это именно папиросы «Беломорканал». Объем продаж их уже давно не подвержен веяниям моды, а убывает плавно вместе с естественной убылью многолетних поклонников этой марки. Кроме фабрики «Петро», папиросы «Беломорканал» изготавливает Погарская сигаретно-сигарная фабрика, фабрика «Нево Табак» и некоторые другие. Бренд – а это самый настоящий советский табачный бренд – не принадлежит какому-то одному предприятию, как другие товарные знаки. Однако наладить производство папирос совсем не просто – ни на вторичном рынке, ни тем более у современных изготовителей табачного оборудования не найти станков для их выпуска. Все что сегодня работает на старинных фабриках – это очень старые агрегаты, поддерживаемые на производствах исключительно инженерными силами самих фабрик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий