вторник, 28 августа 2018 г.

Священная трубка калумет. Часть 2.

Все священные трубки индейцев были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления. Поэтому, вопреки обычному словоупотреблению, не всякая индейская курительная трубка может быть названа калуметом. Это касается и овеянного романтикой словосочетания «трубка мира». Оно стало популярным и вошло в широкий оборот с 1645 года, когда губернатор Канады выкурил священную трубку (трубку мира) с вождями алгонкинов, монтеквезов, ирокезов и гуронов. Этот обряд должен был скрепить нерушимость заключенного договора о мире. Церемониал представлял поочередное затягивание раскуренной трубкой и передачу ее соседу, сидевшему с левой стороны. Каждый затягивался дымом только один раз. Когда трубка завершала таким образом целый круг, ее вновь заворачивали в ткань и помещали на хранение до следующей церемонии в специально приспособленный для этих целей типи (индейскую хижину).

Самые ранние документально зафиксированные наблюдения такой церемонии относятся к первой половине XVII века, когда через ритуал калумета в 1634 году прошли у степных апачей члены торговой экспедиции Д. Ромеро. В 1660 году участником подобной церемонии оказался сын Ромеро. Исследователи полагают, однако, что церемония возникла гораздо ранее 1634 года, и к апачам она пришла от других племен. А один из исследователей, Дональд Блэксли, даже высказал предположение, что корни ее следует искать в доисторической эпохе, с чем не так уж трудно согласиться, если принять во внимание время появления первых ритуальных трубок у индейцев.
Расцвет и широкое распространение церемонии «трубки мира» приходятся на время развития индейского национального движения послеконтактного периода. В XIX веке трубка калумет стала символом ответной реакции индейцев на колонизацию. Культ калумета также был связан с ответным движением на запреты и попытки миссионеров искоренить язык и старую веру коренных жителей Америки. Индейцы, приверженцы традиционного образа жизни, использовали церемонию трубки, чтобы удержать в памяти поколений хотя бы некоторые прежние традиции. Поэтому понятно, что миссионеры, в частности иезуиты миссии St. Francis близ Монреаля, с особенным ожесточением сопротивлялись распространению культа и церемонии калумета, запрещая пляски и ритуальные съезды.
На протяжении веков сложилось несколько характерных типов священных трубок. Речь идет, конечно, о тех из них, которые наиболее часто встречаются, и которые сравнительно легко поддаются классификации по времени изготовления, использованным материалам, а также по месту распространения. Такие трубки являются довольно популярным предметом коллекционирования.
Среди них можно отметить такие, например, как Мик-Мак (Mic-Mac) или дисковые трубки, имеющие только им присущие, легко различаемые особенности. Впрочем, трубки хотя и представляют собой с точки зрения потребительских свойств единый класс артефактов, в реальности обладают огромным разнообразием стилей, а некоторые из них и просто остаются единственными в своем роде. Именно за это их и любят коллекционеры. В каждой из них есть своя тайна, и никогда не знаешь заранее, какой сюрприз может преподнести тебе тот или иной экземпляр.
В принципе, все разнообразие индейских трубок можно было бы свести всего лишь к двум наиболее распространенным формам: к прямым цилиндрическим и изогнутым коленчатым трубкам, составляющим с небольшими вариациями добрую половину всех трубок. Прямую трубчатую форму, например, имеют большое количество каменных трубок (из стеатита или хлорита) с атлантического побережья. Чашечка для табака у них расположена под углом к чубуку. Но главная их особенность состоит в том, что они необычайно тонкие. Толщина отдельных экземпляров не превышает 1/16 дюйма. Примером коленчатых трубок могут быть, например, т-образные трубки индейцев копена (Copena) штата Алабама и Теннеси. Кстати, большинство трубок, изготовленных из кэтлинита, имеют форму именно перевернутой буквы «т». Один из индейских вождей назвал как-то курительную чашечку такой трубки женщиной (Winyan), а чубук – мужчиной (Wicasa). В союзе этих двух начал, воплощенных в священной трубке, заключается Великая Тайна (Taku Wakan), которой поклоняются индейцы.
У каждого типа индейских трубок есть немало разновидностей. Весьма необычную форму имеют, например, отдельные трубки Мик-Мак. Чашечка у них такая же, как и других (круг с сужением в середине), а вот основание выполнено в виде конуса. Такая необыкновенная форма дала основание некоторым коллекционерам назвать этот вид трубок «бутылочной пробкой» (bottle stopper). Трубки могут различаться существенно и по размерам.
Так, одна из самых крупных переносных дисковых трубок имела в длину 9 дюймов, а диск ее имел в диаметре 4 2/5 дюйма! Она была сделана из кэтлинита, добытого в Миннесоте, а нашли ее в округе Ла Кросс (La Crosse). Кстати, необходимо иметь в виду, что трубки чаще, чем другие предметы, обменивались между различными племенами. Поэтому нередко трубки, характерные для севера, можно найти на юге, а восточные – на западе, и наоборот. Это только подтверждает их действительную ценность.
Церемониальные трубки различных племен, естественно, могли сильно различаться, но всех их объединяла одна общая характерная особенность: все они тщательно декорировались. Ствол трубок, который, кстати, являлся главной символической частью священных трубок, украшался иглами дикобраза, щетиной кабана, кусочками меха и кожи, бисером, бусами, перьями, пучками волос и резьбой. Формы декора варьировали: одни племена украшали ствол священной трубки перьями орла, другие – перьями фламинго, третьи – колосьями маиса.
Перья часто группировались в форме крыльев так, что когда трубку использовали в ритуальном танце, они расправлялись и создавали иллюзию полета птиц. У индейцев прерий был распространен обычай украшать стволы церемониальных трубок перьями дятлов, так как, по их представлениям, дятлы были связаны с громовой птицей. Племена восточных районов иногда прикрепляли к стволу трубки скальпы. Сиу украшали черенки трубок путаными узорами в форме спиралей, у других племен практиковался простой обжиг черенка.
Каждое племя свою священную трубку содержало определенным образом. Обычно ее хранили в специальном типи, разрисованном символическими фигурами, тщательно завернутой и непременно в подвешенном виде. Ее владелец был обязан соблюдать множество запретов, от него требовалось безукоризненное знание ортодоксальной легенды о трубке, и он был обязан при любом подходящем случае распространять эту легенду. Священной трубке делались подношения. Любой член племени мог принести свою жертву и взывать к трубке, чтобы она помогла ему в его делах и гарантировала долгую и счастливую жизнь. Все это обеспечивало хранителю особое место в племени, он, как правило, считался его почетным членом. Неудивительно поэтому, что именно хранитель священной трубки чаще всего назначался главным распорядителем различных индейских церемоний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий