воскресенье, 21 января 2018 г.

История советских сигар.

В Советском Союзе сигары считались непременным буржуйским атрибутом, тем не менее, они выжили, пользовались спросом и поставлялись на экспорт.


Варшава, Рига и Санкт-Петербург – города, где располагались сигарные фабрики Российской империи, и накапливался опыт табачного дела, который и достался Союзу. Сырьем служил как кубинский, так и местный табак. Выращивать его позволял климат Крыма, Кубани, Черноморского побережья Кавказа. Первая сигарная фабрика была основана брянском поселке Погар в 1912 году немцами Тобиасом и Отто Руттенбергами. Тогда ей мешали сильные конкуренты, но позже она станет самой крупной в Союзе.
Советская сигарная промышленность развивалась аналогично истории самой страны. После революции налаженное в царской России сигарное производство свелось на нет. Петроградская и Погарная фабрики приостановили работу, а все посевы табака подверглись безжалостному уничтожению.
Ситуацию изменила Первая мировая война. Солдатам табак был просто необходим, да и по возвращению с фронта они не могли отказаться от этой привычки. Табачная промышленность стала интенсивно возрождаться под тотальным контролем государства. В 1935 году заработала 1-ая Ленинградская табачная фабрика, позже возобновила работу Погарская. Все вопросы производства были поручены организации «Главтабак». Советские сигары того времени выпускались двух типов: экспортного качества ручной скрутки и промышленного качества намного дешевле.
Великая Отечественная война нанесла удар и по сигарной промышленности Союза. Военные, конечно, снабжались табаком, но в то время было совсем не до сигар. Кроме одного примечательного случая. Перед Ялтинской конференцией 1945 года Сталин решил преподнести в подарок Черчиллю коробочку советских сигар. Один из старых мастеров Погарской фабрики изготовил небольшую подарочную партию. Вполне вероятно, что знаменитая фотография той встречи Черчилля, Рузвельта и Сталина запечатлела в руках английского премьер-министра именно советскую сигару.
С середины 50-х годов в Советском Союзе возобновилось производство сигар. Табак выпускался трех сортов:
1. Высший («Союзные», «Погар», «Гавана»).
2. Первый («Москва», «Дорожные», «Север», «Ароматные», «Рижские», «Новая марка», «Марка»).
3. Второй («Порт», «Бокс»).
Заработали фабрики «Ява», «Рижская» и «Мукачевская». Наиболее масштабное производство было организовано на всё той же Погарской.
Шестидесятые ознаменованы смягчением внутреннего режима страны и дружбой с кубинскими «товарищами». Наложение Америкой эмбарго на товары из Кубы привело к наплыву гаванских сигар в Советский Союз. Но отечественная продукция не испугалась конкуренции. Она по-прежнему была довольно популярна. На некоторых табачных фабриках даже существовала практика адресной рассылки.
Перед самой кубинской революцией в СССР выпускали сигары трех сортов: высшего, первого и второго. Изготавливались они из отечественных табаков. В книге «Товароведение табачных товаров» 1955 года говорится, что эти табаки культивировали в некоторых районах Украины, в Абхазии, а также в Брянской и Орловской областях.
Согласно «Каталогу табачных изделий Главтабака» за 1951 год, сигары высшего сорта были трех марок: «Союзные», «Погар» и «Гавана». На каждую сигару надевали кольцо с указанием фабрики и заворачивали в целлофан. Их упаковывали в деревянные коробки по 5 и 10 штук или в картонные выдвижные коробки по две, пять и десять штук.
У коробки «Союзных» (упаковка из 5 штук стоила 18 рублей, 10-штучная - 35 рублей) был спартанский дизайн - в центре звезда с расходящимися лучами. Коробка сигар «Погар» (19,40 рубля за 10 штук) была оформлена в лубочном стиле (растения с завитками), а на коробке «Гавана» (5,75 рубля за 2 штуки, 14,35 и 28,70 рубля за 5 и 10 штук соответственно), естественно, красовалась пальма.
Сигары первого сорта, как указано в «Каталоге», были «выше средней крепости и крепкие», то есть крепче сигар высшего сорта, которые там же определяются как «средней и выше средней крепости». Они также выпускались с кольцами, на которых обозначалась фабричная марка. Упаковывали их в выдвижные и обычные пачки из плотной бумаги по 5 и 10 штук. Всего насчитывалось семь марок сигар первого сорта: «Москва» (13,90 рубля за 10 штук), «Дорожные» (8,20 рубля за 10 штук), «Север» (2,35 рубля за 5 штук), «Ароматные» (4,10 рубля за 5 штук), «Рижские» (4,10 рубля за 5 штук), «Новая марка» (4,70 рубля за 10 штук), «Марка» (2,35 рубля за 5 штук).
Сигары второго сорта можно было купить в пачках из плотной бумаги по 10 штук. Существовало две марки таких сигар: «Порт» и «Бокс». Они стоили 2 рубля 90 копеек за 10 штук.
На пачках сигар 1-го и 2-го сорта обычно красовалась какая-либо тематическая картинка: неопределенный московский пейзаж на пачке «Москвы», дымящий локомотив - на «Дорожных», некий морской порт на упаковке «Порта». Однако не обошлось без исключения: например, на пачке «Бокса» не было ничего, кроме названия и надписи «Сигари». Именно так, с «и» на конце.
Сигарное дело периода застоя и перестройки не испытывало большого расцвета, скорее, наоборот. Сигары шли на экспорт, пока совсем не перестали выдерживать конкуренцию зарубежных товаров, хлынувших на рынки стран бывшего соцлагеря.
Флагман сигарной промышленности - Погар - выпускал такие марки как «Гавана», «Золотой олень», «Мексика», «Пти Гавана», «Посольские», «Новинка», «Порт», «Сокол», «Погар», «Погарские», «Москва», «Морские» и другие.
«Если же говорить о пике популярности погарских сигар, он приходится на середину 70-х годов прошлого века. Фабрика производила тогда около семи миллионов сигар в год», - говорит генеральный директор Погарской фабрики проф. Игорь Моисеев.
С распадом союза сигарная промышленность страны пришла в полнейший упадок. Только с началом тысячелетия оживляется бессменная Погарская фабрика. Сегодня ее объемы производства непрерывно увеличиваются. Местный табак больше не выращивается. Сырье в Россию завозит Эквадор, Бразилия, Камерун и Индонезия.
Сигарная промышленность России, может быть, не отличается богатыми традициями и всемирным признанием. Но у нее, однозначно, есть и своя история, и интересное будущее. Советских сигар уже больше нет. Но их дым еще можно почувствовать через современных преемников. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий