среда, 5 сентября 2018 г.

История папиросной этикетки.

Папиросная этикетка несет потребителю не только текстовую информацию о товаре, но информирует о всех достижениях новой власти. Наиболее распространена политическая символика: знамена, серпы, молоты, звезды. Очень часто в названиях дореволюционных марок папирос использовались женские имена.


Однако в 1920-е годы на смену им пришли папиросы «Крестьянка», «Наша Маруся», «Комсомолка», «Делегатка», «Табачница», «Селянка», «Москвичка», «Яблочко» и другие, на этикетках возникает совершенно новый женский образ. На смену утонченным, манерным дамам прошлого века приходят румяные, крепкие женщины нового типа, с лихо повязанными красными косынками, напористые устроительницы новой жизни.
Широко пропагандируются все юбилеи советской власти, например день рождения партии, причем папиросы зачастую не имеют конкретного названия, на этикетке лишь дана информация о датах: 1898-1923; 14 марта 1923 г.; ХХV; под сияющими серпом и молотом надпись «Российская Коммунистическая партия большевиков». Также выпущены папиросы к 10-летию Октябрьской революции: 1917-1927; Х лет. Папиросы «Аврора», «Пролетарские», «РСФСР», «Октябрьские» и многие другие снабжены обязательным призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
В 1922-24 годах в стране осуществляется денежная реформа, началом которой явился выпуск в обращение кредитных билетов Государственного банка — червонцев. Одновременно выпускается курительная бумага «Червонец», упаковка которой полностью имитирует вид банковского билета с подробной информацией о подкреплении этого денежного знака золотом.
Рекламным ходом был выпуск папирос «Наш боевик» с изображением вводимых в оборот медных монет достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек, папирос «Гривенник», «Денежные знаки», «Три рубля», этикетка которых имитировала вид одноименной купюры с броской надписью «ВАЛЮТА», не оставляющей сомнения о значимости новых денежных знаков.
В 1922 году начинает свое существование Московский государственный трест «Моссельпром» — самое мощное в Союзе комбинированное пищевое объединение. Наряду с прочими производствами в трест входили и табачные фабрики. В оформлении папиросных коробок принимали участие многие известные художники, наиболее активно работал В. Маяковский, он организовал вокруг себя в период с 1923 по 1925 год группу художников, с которой им была создана целая серия слоганов для Моссельпрома — пищевого треста МСНХ (Московского совета народного хозяйства). Причем на едкие замечания по поводу отвечал: «Считаю, «Нигде, кроме как в «Моссельпроме», поэзия самой высокой квалификации».
В 1920-е годы широко рекламируется отечественный воздушный флот, выпускаются папиросы «Самолет», «Авио», «Стальная птица», «Пилот», «Воздушный флот», «Добролет» с призывом «Граждане, жертвуйте на развитие красного воздухофлота!». Иногда папиросная этикетка имеет вид мини-плаката, на котором броский текст: «Вступил ли ты в члены Общества друзей воздушного флота?» и изображение грозного пилота (двойника с плаката Д. Моора «Ты записался добровольцем?»).
В эти годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий: «Добролет», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 году не было введено всем знакомое «Аэрофлот».
Развитие народного хозяйства, индустриализация страны, смычка города и деревни, сталинские пятилетки и стройки века, стахановское движение — все эти исторические вехи как нельзя лучше отражены в прикладной графике. Папиросы «Смычка», «Днепрострой», «Блюминг», «БНЗ» (Бакинский нефтеперерабатывающий завод), «Донбасс», «Москва — Донбасс», «Рекордные», «Стахановские», «Молодой шахтер», «Кузбасс», «Волго-Дон», «Московское метро», «Старатель», «Совхоз», «Новое село» и многие другие многочисленными тиражами разлетаются по всей стране, рекламируя все новые и новые достижения.
Мода начала века на папиросы, рекламирующие знаменитых личностей, такие как «Дядя Костя» (известный артист Александрийского театра Константин Варламов (1849-1915)), «Гарри Пиль» (немецкий актер и режиссер (1892-1963), сменяется рекламой видных политических деятелей: папиросы «Луначарский», «Коминтерн» (с изображением в профиль Зиновьева), «Л. Троцкий», «Т. Егоров», хотя именно эти марки папирос в силу исторических событий оказались самыми недолговечными.
В период до 1936 года появляется очень популярная марка папирос «Казбек». Существует очень много легенд об авторах этикетки, чаще всего упоминается Роберт Грабе — друг детства Эдуарда Багрицкого, в более позднее время оформлявший его книгу стихов «Юго-Запад» (издательство «ЗИФ», 1930 г.), на титульном листе которой был изображен на фоне гор всадник, перекочевавший якобы впоследствии на пачку папирос «Казбек».
Долгожителями среди папирос наряду с «Казбеком», выпускаемым фабрикой «Ява», можно считать и «Беломорканал», появившийся во второй половине 1930-х годов на фабрике им. Урицкого и выпускаемый до сегодняшних дней. Оформление «Беломорканала», как и родственных ему марок («Север», «Байкал», «Прибой»), было весьма простым. Дешевый картон и печать в одну краску не требовали значительных затрат, как и грандиозное одноименное строительство, длившееся всего лишь двадцать месяцев (1931-1933). Самые известные каналы мира — Панамский и Суэцкий — не шли в сравнение ни по протяженности, ни по срокам строительства с 227 километрами канала, соединяющего Белое море с Балтийским (80 километров Панамского строили 28 лет, 160 километров Суэцкого — 10 лет).
Автором рисунка на пачке называют Андрея Тараканова, сотрудничавшего с Ленинградским табачным трестом. Первоначальный вариант рисунка условно изображал карту Европы, Северной Африки и часть Азии, на которой кроме Беломоро-Балтийского канала были изображены Суэцкий и Кильский каналы, и любой человек наглядно мог сравнить, насколько российский канал длиннее остальных.
В 1930-е годы уделяется большое значение созданию нового советского стиля в архитектуре. В 1933 году утверждается проект Дворца Советов Бориса Иофана. Дворец планируется возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, он должен стать воплощением «нового классового стиля», установка делается на масштабы здания и богатство его оформления.
Видимо, критика подобного идеологического монстра сыграла свою роль, и «величайший монумент сталинской эпохи» так и не был построен, но его изображение было широко растиражировано на этикетке папирос «Привет делегату VIII-го чрезвычайного съезда Советов».
Роль тиражной графики в формировании сознания людей очевидна. Действует не отдельный лист, и даже не цикл работ, а непрерывно весь поток печатно-графической продукции. Все виды тиражной графики в совокупности создавали бесконечно идущий фильм обо всех достижениях современной жизни. Недолговечная табачная упаковка стала глашатаем новой жизни, она тиражировалась многочисленными фабриками по всей стране и быстро проникала в самые отдаленные уголки нового государства. Это был вид искусства, доступный всем и каждому, поэтому государство не могло не воспользоваться столь широкомасштабной рекламой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий