понедельник, 27 июня 2016 г.

История и датировка трубок Kirsten

Благодарить за создание этой трубки, как ни странно, нужно медиков. Да-да именно их!
Итак, изобретатель этого чуда американский инженер, профессор Фредерик К. Кирстен. Не буду подробно останавливаться на биографии, скажу лишь что кроме изобретения одноимённой трубки он так же создал аэродинамическую трубу на базе исследовательской аэрокосмической лаборатории в штате Вашингтон, революционный морской винт позволяющий судну останавливаться и разворачиваться на месте и множество иных изобретений.



А трубку изобрёл когда врачи ему сказали, что нужно бросать курить сигареты. Единственная альтернатива — трубка, но нужно было решить проблему удаления влаги во время курения. И проблема была решена и с изяществом воплощена в трубках Kirsten.
Вот теперь по-подробнее остановимся на особенностях конструкции. Если взглянуть на трубку "в разрезе", она выглядит угрожающе сложно, но на самом деле всё много проще.
Изначально Каждая трубка Kirsten состояла из шести основных деталей: мундштук, шип-охладитель, стаммель-радиатор, заглушка радиатора с емкостью для сбора конденсата, винт как конструкция крепления чаши к стаммелю и собственно чаша. Но со временем конструкция Kirsten совершенствовалась.
По времени производства трубки Kirsten условно разделяют на три поколения.
I — 1938-1958 г.г.; II — 1958-1985 г.г.; III — с 1985 г. по сей день.
Самые первые трубки легко идентифицировать по алюминиевому охладителю — он отсутствовал! Алюминий являлся стратегическим металлом в годы Второй Мировой и на такую "ерунду" как трубки он не расходовался. В первых Kirsten вместо охладителя использовался короткий металлический шип. В послевоенные годы длинный охладитель из алюминия стал отличительной чертой трубок Kirsten. Также стоит отметить такую конструктивную особенность того периода как отсутствие уплотнительных колец. Плотное прилегание деталей обеспечивалось их исключительной подгонкой. Чаши этого периода изготавливались в мастерских Kaywoodie. Кстати, чаша хоть и сменная, но сменить её в этой конструкции было не так просто=) Она крепилась к радиатору металлическим винтом (он сохранился в конструкции и по сей день хотя и не несёт уже изначальную функцию) и без крестовой отвёртки его не открутить=)

Ну и конечно же трубки всех периодов отлично идентифицируются по клеймам: на радиатор ставились три обязательных клейма: "Kirsten"; клеймо патента либо национальной принадлежности и клеймо из одной или двух букв обозначающих модель и иногда отделку.
Трубки этого периода выпускались только с прямым стаммелем и несли клейма “Pat. Appl. For” и “Pats. & Pats. Pending”.
Модели обозначались следующим кодом:
S — Standard
M — Medium
L — Large
A — Aristocrat Extra large
Второй период самый результативный. Вводятся эффективные конструктивные изменения: на клапане-заглушке и на мундштуке ставят эластичные кольца-уплотнители; наконец-то появляется металлическая "тарелка" под чашей — теперь чашу можно открутить пальцами, не пользуясь отвёрткой; вводятся ещё два шейпа — бент на 1/4 и фулл-бент. Так же вводится новый цвет отделки радиатора — матовый чёрный и вводится дополнительная буква в клейме обозначающая цвет: "Х" — белая латунь; "М" — чёрный матовый. В модельный ряд вводятся новые бюджетные модели: Companion, Collegiate, Sportsman и Thrifty. Так же именно в этот период появилась дамская версия трубки "Lady Kirsten" с полностью переработанным клапаном, его проще вытащить дамским пальчикам.
Кстати, только в эта модель шла с отделкой "Eternalum" — "состаренная латунь", но она тоже обозначалась литерой "Х".
Кроме клейма "Kirsten", радиатор несёт клейма “Pat. & Pats. Pending” и “Made in U.S.A.”.
Модели обозначались следующим кодом:
- прямой стаммель:
K — Companion
G — Gem
S — Sportsman
SX — Sportsman Brass
M — Mariner
MB — Mariner Black
L — Lancer
— бент на 1/4:
A — Aladdin
V — Vagabond
CX — Cavalier Brass
T — Tyrolean
— фулл-бент:
W — Westerner
B — Beau Geste
P — Premier
F — Firesider
В третий период выпуск моделей сократился до девяти основных:


И шести основных форм чаш:
Чаши сейчас из чего только не делают, на все вкусы! Из бриара, оливы, морты, пенки и даже из кукурузы!
Все детали стали взаимозаменяемыми и на сайте производителя можно из конструктора деталей собрать себе строго индивидуальную трубку.
Кроме клейма "Kirsten", радиатор несёт клеймо “Made in U.S.A.”.
А клейма моделей выглядят так:
Прямой стаммель:
JX — Jewel Brass
M — Mariner
L — Lancer
бент на 1/4:
RX — Regent Brass
H — Horizon
фулл-бент:
EX — Esquire Brass
DX — Designer Brass

Комментариев нет:

Отправить комментарий