понедельник, 24 августа 2015 г.

История создания трубок Ashton и краткий хэлп по датировке.

Хотя курительная трубка Эштона появилась на свет в 1983-1984 годах, история, стоящая за этим крайне популярным трубочным брендом, начинается на тридцать восемь лет раньше, с рождения в 1945 году Уильяма Джона Эштона Тейлора (William John Ashton Taylor). Послевоенные годы в Британии, а особенно в Лондоне, были далеко не легкими, поскольку нация восстанавливалась после разрухи, затронувшей как жизни, так и пострадавшее от нее имущество. Действительно, учитывая экономический климат нации на протяжении 50-х годов, прием юного Билла Тейлора в качестве подмастерья на завод Данхилл (Dunhill) в 1959 году в возрасте 14 лет было большой удачей как для него самого, так и для курильщиков трубок во всем мире, которые полюбили трубки Эштона.

Первой работой молодого Билла Тейлора в качестве подмастерья на заводе Данхилл было изготовление мундштуков ручной работы. С 1960 по 1977 годы Тейлор принимал непосредственное участие в изготовлении трубок из бриара. Именно в эти годы его становления он развил свое поразительное мастерство трубкодела и получил признание как один из самых талантливых изготовителей трубок на заводе Данхилл. 
С 1977 по 1984 год Билл Тейлор работал управляющим и смотрителем на заводе Данхилл. В конечном итоге, он дорос до должности Руководителя службы Контроля Качества, работа которого заключалась в обеспечении того, чтобы все трубки, покидающие завод Данхилл, заслуженно несли клеймо качества в виде "белой точки". Действительно, мастерство Тейлора и его успехи в деле изготовления курительных трубок стали столь признанными, что он часто делал трубки в цехе Данхилла и в других крупных трубочных магазинах Лондона в качестве демонстрационных моделей для потенциальных покупателей. При этом интересно отметить, что трубки Данхилла того периода сначала фрезеровались на станке, а затем доводились до конца, отделывались и морились вручную. Трубки, изготавливаемые Тейлором в качестве демонстрационных образцов в магазинах, полностью создавались вручную именно в том виде, в каком они будут трубками Эштона позже, после того как Тейлор покинет Данхилл, чтобы работать на себя. 
Следующая страница истории трубки Эштона, скорее всего, перенесет нас через Атлантику, к Дэвиду Филду (David Field), известному американскому историку и коллекционеру трубок (который сейчас является знаменитым американским историком, коллекционером и распространителем мелких трубок, включая и сделанные Уильямом Эштоном Тейлором). Движимый своим интересом к итальянским и английским курительным трубкам, Филд часто путешествовал в эти страны в начале 1980-х годов. Во время одного из своих посещений Лондона, Дэвид Филд из первых рук стал свидетелем мастерства, с которым Тейлор резал трубки во время одной из демонстрационных работ в магазине. 
В 1980 году Тейлор открыл стороннее предприятие, специализирующееся на ремонте пенковых трубок и трубок из бриара. К 1983 году он также запустил процесс ежегодной нарезки небольшого количества курительных трубок под маркой "Taylor Made" ("сделано Тейлором"). Поговорив с Биллом Тейлором, Дэвид Филд скупил все имеющиеся в наличии курительные трубки "Taylor Made". 
По возвращении в Соединенные Штаты, Филд мысленно все время возвращался к замечательному резчику и его работе. В конечном итоге Филд решил, что на американском рынке необходимо присутствие трубок Тейлора. Филд написал Тейлору о своем предложении, которое тот незамедлительно принял. 
В 1984 году Тейлор ушел с Данхилла к обретенным трубкам Ashton. До того, как была изогнута первая трубка или настроен первый мундштук, было решено, что курительные трубки Ashton будут, буквально, всем, чем, как думал Тейлор, мог стать Данхилл. Как и на заводе Данхилл, они будут подвергаться отвердеванию в масле, но Тейлор намеревался улучшить разработанную систему закалки в масле. Было решено, что все трубки Ashton будут изгибаться вручную, вместо фрезерования, как делали на заводе Данхилл. Действительно, Тейлор намеревался создать лучшую английскую трубку, какую мог, опираясь на свой более, чем четвертьвековой опыт трубкодела. 
Как и у всех новых предприятий, за свой первый год существования трубки Ashton столкнулись с рядом испытаний. Одной из таких сложностей была попытка превратить небольшую обычную мастерскую по ремонту трубок и крайне редкому процессу их нарезания в полномасштабное производство по изготовлению курительных трубок. Однако, возможно самой сложной проблемой являлась разработка оптимального метода для технологии затвердевания в масле. Не только у масла должна быть правильная консистенция и надлежащая температура нанесения, но и последующее затвердевание, процесс нагрева, который вытягивал масла из бриара, должны быть абсолютно верными, иначе в бриаре возникнет трещина, и образец будет считаться непригодным. 
В конечном счете, было определено, что оптимальной будет смесь из трех масел. На Данхилле в их технологии отвердевания использовался только один сорт масла. Применяя технологию, которую в начале 20-го века разработал Альфред Данхилл, на заводе это масло принудительно вводилось в древесину. Масло использовалось и используется в основном для выдавливания грязи, сока и различных остатков из древесины. В целом это приводит к тому, что трубка практически избавляется от примесей, которые могут изменить курительные свойства бриара. Вторым преимуществом является то, что масло обычно осветляет трубку приблизительно на 10% без ухудшения стойкости бриара или качества дыма. Кроме того, выбор масел Эштоном также насыщает бриар восхитительным ореховым привкусом. Несмотря на некоторые первые неудачи, в конечном счете метод Тейлора по затвердению маслом не только достиг результатов, которые так высоко ценились в Данхилле, но и фактически превзошел достижения известного английского трубкодела в отношении конечного веса древесины и качества курения трубки. 

Наконец, после многих месяцев экспериментов Тейлор разработал окончательную технологию, которая с тех пор используется на трубках Ashton. Сначала трубки окунают в ванну с маслами, до их полного насыщения и дальнейшей невозможности древесины впитывать масла. После масляной ванны трубки последовательно нагревают и охлаждают в течение четырнадцати дней, что принудительно вводит масло в древесину. По окончании четырнадцати дней в курительных трубках остается совсем немного масла, а сок и другие примеси вычищаются. В результате данного процесса многие из трубок покрываются трещинами и выбрасываются. Хотя убыток и является достойным сожаления (но неизбежным) результатом придуманного Тейлором процесса затвердевания в масле, это не означает, что трубки, выжившие в таком процессе, вряд ли пострадают от потенциальных дефектов в древесине, которые могут вызвать прогар. В сущности, процесс затвердевания в масле также помогает отбраковать менее идеальные образцы древесины. Другой результат заключается в том, что процесс затвердевания в масле также выталкивает к поверхности дополнительную точечную "песочину" и делает ее более очевидной и не удивительно, что это ведет к снижению процента возможно гладких трубок, который обычен среди других трубочных брендов. Неудивительно, что "Соверены Эштона" (Ashton Sovereigns) (названные за свою гладкость) довольно редки и ценятся очень высоко. 
Двумя другими новшествами Тейлора, также достойными особого внимания, являются: аштонит, материал мундштука, используемый на трубках Эштона, и запатентованный метод Pebble Shell (отделки поверхности). Очевидно, что история Эштона - не только одна из высших степеней мастерства и ремесла, но и история научно-технической инновации в сфере изготовления курительных трубок. До появления трубки Эштона в 1984 году, в деле изготовления английских трубок было относительно немного новшеств за предыдущие шестьдесят или семьдесят лет. Действительно, с 1960 года до представления Тейлором своей трубки Ashton общее качество изготовления трубок значительно снизилось. К началу 1980-х годов крупные старые английские трубочные фабрики уже давно пережили свой пик качества (к 1980-му году не только Dunhill, но и Charatan, Comoy, GBD и Barling прошли свою лучшую пору). На самом деле, основное внимание Билла Тейлора было сосредоточено именно на двух вещах: высоком качестве ручной работы и технической инновации, которые реально помогли возродить находившуюся в упадке отрасль. 
Первым примером этого, как описано выше, было использование эштонита в качестве материала для мундштуков. В сущности, эштонит - это смесь эбонита и "плексигласа"(органического стекла). Почти на протяжении века, до того как Тейлор разработал эштонит, стандартным материалом для мундштука в английских бриаровых трубках являлся эбонит. Эбонит имел явные преимущества: он был мягким на пробу, легким в работе как материал для мундштуков, и недорогим, по сравнению с другими материалами, использующимися для мундштуков в начале 20-го века (в числе альтернативных материалов вековой давности был янтарь, являвшийся чрезвычайно дорогим). В основном, недостатком эбонита являлась его мягкость, и, следовательно легкая травмируемость при слишком сильном сжимании трубки в зубах. Также, поскольку эбонит является, проще говоря, вулканизированной резиной, он окисляется при воздействии с кислородом. Это создает отвратительный внешний вид и очень неприятный вкус. "Плексиглас", часто используемый в Италии, решает многие из проблем эбонита. Однако, при устранении проблем с долговечностью и окислением, также теряется и основное преимущество эбонита: плексиглас тверд на пробу. Эштонит помогает объединить в себе как большую долговечность плексигласа (не сгибается, не так легко травмируется в процессе износа), так и большую мягкость, чем плексиглас, что создает большее удобство мундштука во рту. Хотя реального решения проблемы выбора материала для изготовления мундштука нет, и является результатом уравновешивания различных преимуществ и недостатков, все же эштонит помогает удовлетворить сильную потребность в "золотой середине". 
Вторым великим новшеством, созданным Тейлором, стала разработанная им чистовая отделка "Пеблшелл"(PebbleShell). В 1988 году Тейлор получил на свой метод патент - первый патент, присужденный за технологию изготовления трубок за более, чем полвека. В сущности, открытие Тейлора заключалось в том, что часть его блоков бриара была настолько плотной, что не могла быть подвергнута пескоструйной обработке в той степени глубины, в какой ему хотелось бы (к бриару мы тоже позднее вернемся). Когда эти куски древесины невозможно было превратить в гладкую курительную трубку из-за точечной "песочины", изменения окраски и прочих нежелательных дефектов, ему был оставлен выбор. Проще говоря, Тейлор стал известен за свою очень шероховатую и исключительно интересную дробеструйную обработку. Хотя на европейском рынке (рынок США, по-видимому, годами отдавал предпочтение трубкам с более глубокой пескоструйной обработкой) он мог продавать с менее глубокой пескоструйной обработкой, нужно помнить о том, что почти все трубки Эштона в середине 1980-х шли в Соединенные Штаты. Второй проблемой, возникшей из-за невероятной плотности этих отдельных блоков, был их вес. Трубки Эштона стали известны и как более легковесные. Из этих исключительно тяжелых блоков получались особенно тяжелые курительные трубки, которые редко пользовались популярностью среди курильщиков, независимо от их происхождения, но особенно в Соединенных Штатах, где более крупные трубки популярны лишь у начинающих. Также следует отметить, что многие спорят, что повышенная плотность трубки ведет к более прохладному дыму с более приятным вкусом, что делает эти блоки особенно желанными, если бы не существовало проблем с весом и эстетическим видом. Поэтому в инновационном стиле Тейлора было изобретено средство обхождения проблемы, а не просто примирения с ней. 
В сущности, ему требовалось найти способ сделать трубки более легкими и податливыми к пескоструйной обработке, не устраняя при этом желательные характеристики, связанные с качеством курения. Его решение, хотя не такое очевидное, было элегантно простым. Сначала отделать трубки рустовкой, а затем подвергнуть пескоструйной обработке, чтобы обеспечить большее удаление древесины из чаши. Однако, даже это создавало проблемы из-за текстуры волокна в бриаре. В конечном счете, его гениальным решением стало выпаривание чаши трубки, что приводило к размягчению волокон и возникновению их рельефности. Более мягкие волокна затем вырезаются и трубку можно высушить. Как только этот процесс завершен, после этого трубку можно подвергнуть пескоструйной обработке. В результате удаляется лишний бриар (а, следовательно, вес) без влияния на качество курения. Более того, получаемая чистовая отделка совершенно потрясающая. Кажется, что она восхитительно гармоничным образом сочетает в себе красоту пескоструйной обработки с изяществом качественной рустовки. Возможно, единственным недостатком внедрения этой отделки является ее большая трудоемкость, по сравнению с пескоструйной обработкой трубки; тем не менее, по-видимому, главное намерение Тейлора давно склонялось к качеству, а не выгоде. 
Весь бриар Билла Тейлора поступает из Италии, особенно из двух или, в зависимости от года, трех областей этой страны. Как и остальные, Тейлор считает, что самый долговечный и прочный из существующих видов бриара - из области Калабрия в Италии. Обычно он предпочитает изготавливать гладкие трубки из калабрийского бриара за его уникальные свойства. Он также использует тосканский бриар, который обычно немного мягче калабрийского. Тосканский бриар идеален для глубоко шероховатой дробеструйной обработки, за которую и прославился Эштон. Когда Тейлору кажется, что из Лигурии завозится особенно хороший бриар, то использует и его, который действительно близок тосканскому. (Хотя явной информации об этом нет, но было бы неудивительно, если большинство запатентованных образцов PebbleShell вышли из калабрийского бриара, учитывая его репутацию в плотности и долговечности, что затрудняет его дробеструйную обработку). 
На самом деле, не удивительно, что трубки Эштона стали такими популярными в Соединенных Штатах и во всем мире. Со стороны покажется поистине забавным, что Уильям Эштон Тейлор за последние пятнадцать лет сумел собрать столько поклонников; однако, едва ли это удивляет, учитывая превосходное качество производимой им работы.
Оригинал статьи: smokingpipes.com

Ну а теперь всё, что касается датировки по клейму.
В т.н. период pre-Ashton, это до 1983 года, клейма Ashton ещё не существовало и на трубках Тейлора стояло клеймо Taylor Made. Трубки эти являются коллекционной ценностью ибо продано было всего 31 штука.
Ну а далее можно ориентироваться  по стилю написания клейма Ashton.
С 1983 до конца 1990-х оно имело прямое написание:

А с конца 1990-х по сей день - витое:
Ну и само собой, трубки несущие клеймо, изображённое ниже, гораздо ценнее собратьев, т.к. говорит не о фабричном происхождении:
Точно год производства можно определить по цифровому коду, стоящему после надписи "made in london england" или "made in england". Номер от одной до трёх цифр, где крайние правые обозначают год производства: 3 - 1983, 25 - 2005. Само собой трубки с номером 3 то же представляют коллекционную ценность, ибо это первый год выпуска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий